20-й день
641
обители погребали убитых и записы-
вали их в синодики для поминовения.
В 1560 году, в праздник Успения
Пресвятой Богородицы, преподобный
Корнилий послал в благословение
русским войскам, осаждавшим город
Феллин, просфору и святую воду. В
тот же день немцы сдали город.
Преподобный Корнилий очень лю-
бил и хорошо знал книги?он создал
в монастыре большую по тому време-
ни библиотеку. В середине XVI века
Псково-Печерский монастырь пере-
нял от Спасо-Елизаровского монасты-
ря традицию летописания. Кроме
того, святой игумен Корнилий завел
большой монастырский синодик для
поминовения усопших братии и
благотворителей обители, начал ве-
сти «Кормовую книгу». В этом труде
он оставил последующим поколениям
историческую характеристику своего
времени, составил «Описание мона-
стыря» и «Описание чудес Печерской
иконы Божией Матери».
Преподобный Корнилий расши-
рил и украсил свой монастырь, проко-
пал далее монастырские пещеры,
перенес деревянную церковь во имя
Сорока мучеников Севастийских за
монастырскую ограду, на приезжий
монастырский двор, а на ее месте в
1541 году поставил церковь в честь
Благовещения Пресвятой Богороди-
цы и в 1559 году построил храм
Покрова Пресвятой Богородицы. В
1558?1565 годах преподобный Кор-
нилий воздвиг вокруг монастыря на-
дежную каменную стену, а над Святы-
ми Вратами по своему замыслу по-
строил каменную церковь во имя
Святителя и Чудотворца Николая
(1565). Тем самым он поручил этому
истинному защитнику чистоты Пра-
вославной веры покровительство свя-
той обители на границе с неправо-
славными народами.
Так обитель, возникшая на грани-
це Русского государства, стала не
только светочем Православия, но и
крепостью против внешних врагов
России.
Другим делом преподобного Кор-
нилия было основание в 1538 году во
Пскове подворья монастыря с камен-
ной церковью в честь иконы Божией
Матери «Одигитрии».
Во время своего управления мона-
стырем преподобный Корнилий учре-
дил при обители иконописную ма-
стерскую. Трудившиеся в ней монахи
учились искусству иконописи в Ми-
рожском монастыре и по возвраще-
нии в свою обитель писали иконы и
помогали преподобному Корнилию
украшать храмы и обучать других
иноков. В монастыре были так-
же столярная, кузнечная, керами-
ческая и другие хозяйственные мас-
терские.
О мученической кончине препо-
добного Корнилия написано в древ-
ней рукописи Троице-Сергиевой Лав-
ры. Когда преподобный игумен Кор-
нилий вышел с крестом за монастыр-
ские ворота навстречу царю Иоанну
Грозному, разгневанный ложным на-
ветом на святого игумена царь своей
рукой отсек ему голову, но тотчас
раскаялся и, подняв тело его, на
руках понес в монастырь. Обагренная
кровью преподобного Корнилия до-
рожка, по которой царь нес его тело к
церкви Успения Пресвятой Богороди-
цы, названа «кровавым путем».
Раскаявшись, царь пожертвовал
Псково-Печерскому монастырю мно-
жество драгоценных вкладов, вписал
имя преподобного игумена в свой
синодик, но память о содеянном пре-
следовала его всю жизнь.
Тело преподобномученика Корни-
лия было положено в стене «Богом
зданной пещеры», где невредимо пре-
бывало 120 лет. В 1690 году митропо-
лит Псковский и Изборский Маркелл
перенес его мощи, прославившиеся
исцелениями больных, из пещеры в
соборный храм Успения Пресвятой
Богородицы и положил в новом гробе
в стене.
17 декабря 1872 года мощи препо-
добного Корнилия были переложены
в медно-посеребренную раку, а в 1892
году?в новую раку. Полагают, что
служба преподобномученику была со-
ставлена ко дню открытия мощей в
1690 году.