|
|||
20-й день
|
641
|
||
|
|||
обители погребали убитых и записы-
вали их в синодики для поминовения. В 1560 году, в праздник Успения
Пресвятой Богородицы, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город. Преподобный Корнилий очень лю-
бил и хорошо знал книги?он создал в монастыре большую по тому време- ни библиотеку. В середине XVI века Псково-Печерский монастырь пере- нял от Спасо-Елизаровского монасты- ря традицию летописания. Кроме того, святой игумен Корнилий завел большой монастырский синодик для поминовения усопших братии и благотворителей обители, начал ве- сти «Кормовую книгу». В этом труде он оставил последующим поколениям историческую характеристику своего времени, составил «Описание мона- стыря» и «Описание чудес Печерской иконы Божией Матери». Преподобный Корнилий расши-
рил и украсил свой монастырь, проко- пал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, а на ее месте в 1541 году поставил церковь в честь Благовещения Пресвятой Богороди- цы и в 1559 году построил храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1558?1565 годах преподобный Кор- нилий воздвиг вокруг монастыря на- дежную каменную стену, а над Святы- ми Вратами по своему замыслу по- строил каменную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (1565). Тем самым он поручил этому истинному защитнику чистоты Пра- вославной веры покровительство свя- той обители на границе с неправо- славными народами. Так обитель, возникшая на грани-
це Русского государства, стала не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России. Другим делом преподобного Кор-
нилия было основание в 1538 году во |
Пскове подворья монастыря с камен-
ной церковью в честь иконы Божией Матери «Одигитрии». Во время своего управления мона-
стырем преподобный Корнилий учре- дил при обители иконописную ма- стерскую. Трудившиеся в ней монахи учились искусству иконописи в Ми- рожском монастыре и по возвраще- нии в свою обитель писали иконы и помогали преподобному Корнилию украшать храмы и обучать других иноков. В монастыре были так- же столярная, кузнечная, керами- ческая и другие хозяйственные мас- терские. О мученической кончине препо-
добного Корнилия написано в древ- ней рукописи Троице-Сергиевой Лав- ры. Когда преподобный игумен Кор- нилий вышел с крестом за монастыр- ские ворота навстречу царю Иоанну Грозному, разгневанный ложным на- ветом на святого игумена царь своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия до- рожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения Пресвятой Богороди- цы, названа «кровавым путем». Раскаявшись, царь пожертвовал
Псково-Печерскому монастырю мно- жество драгоценных вкладов, вписал имя преподобного игумена в свой синодик, но память о содеянном пре- следовала его всю жизнь. Тело преподобномученика Корни-
лия было положено в стене «Богом зданной пещеры», где невредимо пре- бывало 120 лет. В 1690 году митропо- лит Псковский и Изборский Маркелл перенес его мощи, прославившиеся исцелениями больных, из пещеры в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и положил в новом гробе в стене. 17 декабря 1872 года мощи препо-
добного Корнилия были переложены в медно-посеребренную раку, а в 1892 году?в новую раку. Полагают, что служба преподобномученику была со- ставлена ко дню открытия мощей в 1690 году. |
||
|
|||