|
|||
21-й день
|
667
|
||
|
|||
Святитель Евстафий, архиепи-
скоп Антиохийский (323?331), ро- дился в Сиде Памфилийском во вто- рой половине III века. Он был еписко- пом города Берии, пользовался лю- бовью и уважением народа и по ходатайству паствы был возведен отцами I Вселенского Собора (325) на Антиохийскую кафедру. Святитель Евстафий был глубоко
образованным Богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских. Когда на Востоке стала распространяться ересь Ария, не признававшего Единосущия Сына Божия со Отцом, святитель Евстафий ревностно боролся ? устно и письмен- но? с этой ересью и твердо стоял за чистоту Православной веры. В 325 году святым равноапостоль-
ным императором Константином Ве- ликим (306?337) в городе Никее был созван I Вселенский Собор. Первым председателем на нем был святитель Евстафий. Собор осудил учение Ария и изложил Православное исповеда- ние в Символе веры. Неистового Ария, как назвал его святитель Ев- стафий, не пожелавшего отказаться от своего заблуждения, и его едино- мышленников Собор лишил сана и отлучил от Церкви. Однако среди епископов, подписавших Никейский Символ, были и такие, которые сочув- ствовали ереси Ария и подписали акты Собора не по убеждению, а боясь отлучения. После Собора начались их происки против святителя Евстафия. С великой хитростью они добились его согласия на созыв в Антиохии Поместного Собора. Подкупив одну блудницу, они подговорили ее явить- ся на Собор с грудным младенцем и лжесвидетельствовать о том, что от- цом младенца является святитель Евстафий. Нарушая Апостольские правила о том, что обвинение на священнослужителя следует прини- мать при подтверждении двух свиде- телей, ариане объявили святителя Евстафия низложенным. Он без суда |
был отправлен в ссылку во Фра-
кию. Но ложность обвинения вскоре
открылась: тяжко заболев после ого- вора, женщина раскаялась, призвала клириков и в присутствии многих людей исповедала свой грех. Святой Константин Великий к тому времени умер, и на престол вступил его сын Констанций (337?361), разделяв- ший еретические взгляды Ария и покровительствовавший арианству- ющим епископам. Святитель Евста- фий и в ссылке также ревностно боролся за Православие. Ему не суж- дено было вернуться на родину: он скончался в городе Филиппах в 337 году. Состоявшийся в 381 году в Кон-
стантинополе II Вселенский Собор подтвердил Православный Символ веры, который так ревностно защи- щал святитель Евстафий. Арианское лжеучение было еще раз предано анафеме как ересь. В 482 году мощи святителя Евста-
фия с честью были перенесены из Филипп в Антиохию к великой радо- сти антиохийцев, не перестававших почитать и любить своего архиепи- скопа-исповедника. Святителя Евстафия чтили вели-
кие святители IV века: Василий Вели- кий, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Епифаний Кипр- ский, Анастасий Синаит и блажен- ный Иероним Стридонский. Изве- стный церковный историк ? епископ Феодорит Кирский?называет святи- теля Евстафия столпом Церкви и благочестия наравне со святителем Афанасием Александрийским и дру- гими епископами, главными побор- никами Православия. Сочинения святителя Евстафия переведены на разные языки. На русском языке издано «Слово о трапезе в доме Лазаря и его сестер Марии и Марфы» (пер. Н. П. Кудрявцева,? «Богословский вестник», 1903, II, июль ? ав густ). |
||
|
|||