|
|||
23-й день
|
683
|
||
|
|||
ликарп был особенно близок к нему и
сопровождал его в апостольских путе- шествиях. Святитель Вукол рукопо- ложил святого Поликарпа во пресви- тера, а перед своей смертью завещал ему Смирнскую кафедру. Когда со- вершалось посвящение святого Поли- карпа во епископы, ему явился Гос- подь Иисус Христос. Святитель Поликарп с апостоль-
ской ревностью руководил своей па- ствой, неутомимо проповедуя Еванге- лие, и обратил ко Христу большое число язычников. Также ревностно боролся он с ересями. В преклонном возрасте прибыл он в Рим, где обли- чил еретиков-гностиков Валентина и Маркиона, а многих их последовате- лей возвратил в Церковь. Святитель пользовался всеобщей любовью хри- стиан. С большой теплотой к нему относился святой Игнатий Богоносец. Отправляясь в Рим на казнь (он был растерзан дикими зверями), он писал святому Поликарпу: «Как кормчим нужны ветры или обуреваемому? пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога». Послание в целом посвящено обязанностям епископа и паствы, их духовному единению для спасения. Когда на Римский престол всту-
пил император Марк Аврелий (161 ? 180), на христиан было воздвигнуто одно из жесточайших гонений. Языч- ники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа? «отца всех хри- стиан» и «совратителя всей Азии». В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы находился в окрестностях Смирны, в небольшом селении. Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накор- мить, а сам в это время молился, готовясь к мученическому подвигу. Его страдания и смерть описаны в «Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам»?одном из самых древних памятников хри- стианской письменности. Приведен- ный на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Хри- ста и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но, не коснувшись его, сомкнулось в воздухе над его головой. Видя, что |
огонь не вредит ему, толпа язычни-
ков и иудеев стала требовать, чтобы он был убит мечом. Из раны святого Поликарпа ис-
текло так много крови, что она погасила пламень. Тело священному- ченика Поликарпа сожгли, его че- стные останки с благоговением собра- ли Смирнские христиане. Это про- изошло в 167 году. Сохранился рассказ о святом По-
ликарпе его ученика, святого Иринея Лионского, который приводит Евсе- вий в «Церковной Истории» (У,20): «Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа,? обращается святой йриней к своему другу Флорину.?...Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал,? мог бы изоб- разить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа,?то, как он припоминал слово их и пересказы- вал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах... По милости Бо- жией ко мне, я и тогда еще внима- тельно слушал Поликарпа и записы- вал слова его не на доске, но в глубине моего сердца... Итак, могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный и апостоль- ский старец услышал что-нибудь по- добное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обыч- ною поговоркою: LБоже Благий! До какого времени Ты допустил меня дожить"». При жизни святитель Поликарп
написал несколько Посланий к пастве и письма к разным лицам. Из его наследия до нашего времени дошло послание к Филиппийцам, которое, по сообщению Блаженного Йеронима, читалось в Малоазийских Церквах за Богослужением. Оно было написано святителем в ответ на просьбу Фи- липпийцев прислать им сохранивши- еся у святителя Поликарпа письма святого Игнатия Богоносца, Вот несколько поучений из посла-
ния святого Поликарпа. «Препоясав чресла ваши, служите Богу в страхе и истине; оставив тщетное пустословие и заблуждение многих, веруйте в Того, Который воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа». |
||
|
|||