|
|||
23-й день
|
687
|
||
|
|||
С удалением князя Петра из мира
для него начался прискорбный и тяжелый путь?путь смирения, отре- чения от своей воли, путь иноческого перевоспитания. Нелегко было при- выкать князю к суровой монашеской пище, выстаивать долгие уставные монастырские службы и приучать впоследствии к тому же других. Он сам следил за пением и чтением и был примером для всех: не пропускал ни одной церковной службы, правило читал со слезами. Всецело отрешив- шись от прежней знатности, он рабо- тал в пекарне, копал огороды, носил воду, рубил дрова. Одежда его была неизменна зимой и летом: сапоги, подрясник и заплатанная ряса. По- стель состояла из узкой скамьи с небольшим деревянным изголовьем; одеяла не было вовсе. На теле, изну- ренном трудами и бдением, преподоб- ный Поликарп носил вериги. Нередко он ходил и с тяжелым посохом. Эти подвиги вызвали тайное не-
доброжелательство некоторых мона- хов. Некоторые лица из злобного любопытства разузнавали прошлое и извращали его; другие глумились над ним за глаза и осыпали бранью. Сохранилось народное предание о
поездках преподобного Поликарпа в Киево-Печерскую обитель, где его исстрадавшаяся душа обретала новые силы для несения подвигов. Когда преподобный Поликарп по-
строил Спасский Брянский мона- стырь, он ввел в нем, по благослове- нию старцев, строгий общежитель- ный иноческий устав. Своим усерди- ем он привлек многих иноков и богомольцев. В нем самом соединя- лись аскетическая уединенность ке- лейной жизни с достоинством, твер- дость и настойчивость с кротостью, хозяйственность с нестяжательно- стью, самостоятельность с полной по- корностью, живая деятельность с не- истощимым перенесением скорбей. Чтобы удобнее было наблюдать за
жизнью иноков, преподобный Поли- карп поручал молодых неопытных монахов руководству старших. Сам направлял братию, обращаясь с на- ставлением ко всем. Он утверждал их примером личного послушания, рев- ностью к церковным службам, нестя- жательностыо. Всем было известно, что преподоб-
ный Поликарп спал мало, не раздева- |
ясь. Не пропускал утрени, говоря, что
на этой службе человек приносит в жертву Господу Богу свой покой. За службой не облокачивался, не дре- мал. Нередко он так глубоко уходил в молитву, что не слышал подходив- ших к нему за благословением. От природы горячий и пылкий, он
приобретал молитвою кротость и сми- рение. Все свободное от трудов время
Преподобный посвящал чтению. В последние годы жизни, несмот-
ря на слабые силы, святой Поликарп по-прежнему вел подвижническую жизнь, называя свои дела ничтоже- ством. Келлия его больше походила на землянку, чем на помещение игумена обители. Со всеми он обра- щался, как простой монах. Всякого встречал и провожал Пре-
подобный с искренним сердечным участием. В голосе его всегда слыша- лась ласка и доброта. Говорил он с необычайным воодушевлением,и эти беседы оставались в сердцах слуша- телей на всю их последующую жизнь. По своему виду преподобный По-
ликарп Брянский, чудотворец, как передает иконописный подлинник, «был подобием сед, брада, аки Серги- ев а, ризы монашеския». Скончался преподобный Поли-
карп 23 февраля 1620 года (по другим данным в 1621 г.). Он завещал «по- гребсти себя при празе церковном» в Преображенском соборе Брянского монастыря. Лет через 40 после кончи- ны Преподобного при его мощах начали совершаться чудесные исце- ления больных. В конце ХУГП века Спасский
монастырь был закрыт. Преображен- ский собор перешел на положение обычного приходского храма, а в 1875 году он был уничтожен пожаром. (Медный крест-мощевик преподобно- го Поликарпа при пожаре оплыл от жары, но сохранился.) Празднование памяти преподоб-
ного Поликарпа?23 февраля ? было восстановлено согласно указу Святей- шего Синода от 14 июля 1897 года за ¦ 3643. С 4 октября 1894 года было разрешено издание икон преподобно- го Поликарпа. (Святые князья Олег-Леонтий и
преподобный Поликарп, Брянские чу- дотворцы. Составил протоиерей Сер- гий Петровский. Одесса. 1906.) |
||
|
|||