23-й день
687
С удалением князя Петра из мира
для него начался прискорбный и
тяжелый путь?путь смирения, отре-
чения от своей воли, путь иноческого
перевоспитания. Нелегко было при-
выкать князю к суровой монашеской
пище, выстаивать долгие уставные
монастырские службы и приучать
впоследствии к тому же других. Он
сам следил за пением и чтением и
был примером для всех: не пропускал
ни одной церковной службы, правило
читал со слезами. Всецело отрешив-
шись от прежней знатности, он рабо-
тал в пекарне, копал огороды, носил
воду, рубил дрова. Одежда его была
неизменна зимой и летом: сапоги,
подрясник и заплатанная ряса. По-
стель состояла из узкой скамьи с
небольшим деревянным изголовьем;
одеяла не было вовсе. На теле, изну-
ренном трудами и бдением, преподоб-
ный Поликарп носил вериги. Нередко
он ходил и с тяжелым посохом.
Эти подвиги вызвали тайное не-
доброжелательство некоторых мона-
хов. Некоторые лица из злобного
любопытства разузнавали прошлое и
извращали его; другие глумились над
ним за глаза и осыпали бранью.
Сохранилось народное предание о
поездках преподобного Поликарпа в
Киево-Печерскую обитель, где его
исстрадавшаяся душа обретала новые
силы для несения подвигов.
Когда преподобный Поликарп по-
строил Спасский Брянский мона-
стырь, он ввел в нем, по благослове-
нию старцев, строгий общежитель-
ный иноческий устав. Своим усерди-
ем он привлек многих иноков и
богомольцев. В нем самом соединя-
лись аскетическая уединенность ке-
лейной жизни с достоинством, твер-
дость и настойчивость с кротостью,
хозяйственность с нестяжательно-
стью, самостоятельность с полной по-
корностью, живая деятельность с не-
истощимым перенесением скорбей.
Чтобы удобнее было наблюдать за
жизнью иноков, преподобный Поли-
карп поручал молодых неопытных
монахов руководству старших. Сам
направлял братию, обращаясь с на-
ставлением ко всем. Он утверждал их
примером личного послушания, рев-
ностью к церковным службам, нестя-
жательностыо.
Всем было известно, что преподоб-
ный Поликарп спал мало, не раздева-
ясь. Не пропускал утрени, говоря, что
на этой службе человек приносит в
жертву Господу Богу свой покой. За
службой не облокачивался, не дре-
мал. Нередко он так глубоко уходил в
молитву, что не слышал подходив-
ших к нему за благословением.
От природы горячий и пылкий, он
приобретал молитвою кротость и сми-
рение.
Все свободное от трудов время
Преподобный посвящал чтению.
В последние годы жизни, несмот-
ря на слабые силы, святой Поликарп
по-прежнему вел подвижническую
жизнь, называя свои дела ничтоже-
ством. Келлия его больше походила
на землянку, чем на помещение
игумена обители. Со всеми он обра-
щался, как простой монах.
Всякого встречал и провожал Пре-
подобный с искренним сердечным
участием. В голосе его всегда слыша-
лась ласка и доброта. Говорил он с
необычайным воодушевлением,и эти
беседы оставались в сердцах слуша-
телей на всю их последующую жизнь.
По своему виду преподобный По-
ликарп Брянский, чудотворец, как
передает иконописный подлинник,
«был подобием сед, брада, аки Серги-
ев а, ризы монашеския».
Скончался преподобный Поли-
карп 23 февраля 1620 года (по другим
данным в 1621 г.). Он завещал «по-
гребсти себя при празе церковном» в
Преображенском соборе Брянского
монастыря. Лет через 40 после кончи-
ны Преподобного при его мощах
начали совершаться чудесные исце-
ления больных.
В конце ХУГП века Спасский
монастырь был закрыт. Преображен-
ский собор перешел на положение
обычного приходского храма, а в 1875
году он был уничтожен пожаром.
(Медный крест-мощевик преподобно-
го Поликарпа при пожаре оплыл от
жары, но сохранился.)
Празднование памяти преподоб-
ного Поликарпа?23 февраля ? было
восстановлено согласно указу Святей-
шего Синода от 14 июля 1897 года за
¦ 3643. С 4 октября 1894 года было
разрешено издание икон преподобно-
го Поликарпа.
(Святые князья Олег-Леонтий и
преподобный Поликарп, Брянские чу-
дотворцы. Составил протоиерей Сер-
гий Петровский. Одесса. 1906.)