|
|||
25-й день
|
719
|
||
|
|||
царских советников. Император Кон-
стантин Порфирородный воцарился в десятилетнем возрасте. Он был вну- ком императора-иконоборца Кон- стантина Копронима (741?775) и сыном императора Льва IV Хазара (775?778), также иконоборца. Ересь иконоборчества, начавшаяся при им- ператоре Льве III Исаврянине (716? 741), продолжала распространяться. Поборники иконопочитания, особен- но монахи, подвергались жестоким гонениям и казням; бесчестию и поруганию подвергались не только иконы, но и мощи святых угодников. Святитель Павел IV, Патриарх Кон- стантинопольский (780?784), не про- являл решительных мер в борьбе с ересью. Не имея помощников, чтобы противостать заблуждениям нечести- вых, укрепить немощных, воодуше- вить борющихся за истину, он скры- вал, что почитает святые иконы. После четырехлетнего пребывания на патриаршем престоле святитель Павел с глубокой скорбью и покаяни- ем тайно удалился в монастырь свя- того Флора и принял схиму (+784; память 30 августа). Когда об этом узнала святая цари-
ца Ирина, она вместе с сыном Кон- стантином пришла к нему за советом. Святитель указал на сенатора Тара- сия, как на возможного преемника, обладавшего несомненными достоин- ствами, необходимыми на тернистом пути Предстоятеля Церкви. По сло- вам святого Павла, сенатор Тарасий был «силен жезлом разума еретиче- ское лжесловесие отгнати, упасти же добре словесное Христово стадо, и собрати е в едину правоверия ограду». Вскоре святой Павел публично
исповедал свой грех, и так в пока- янии преставился к Богу. Царица Ирина собрала совет и народ для избрания Патриарха. Все единодуш- но говорили: «Никто другой не может быть, кроме Тарасия»*. Тогда святой Тарасий отвечал: «Вижу расторжен- ную и разделенную Божию Церковь, восток же и запад вся дни проклина- ют нас: люта есть клятва и отсечение от Царствия Божия. Если будет соб- ран Вселенский Собор, и все согласно |
соединимся в вере (как Крещение
едино, так и вера должна быть едина, ибо ничто так не угодно Богу, как пребывать всем в единстве веры и любви), то согласен, хотя и недостоин и неискусен, принять управление Церковью. Если же не будет Вселен- ского Собора и не истребится еретиче- ство, и вера со всеми Православными Восточными и Западными Церквами не соединится, то я проклятым и осужденным быть не хочу и патриар- шество принять не согласен, ибо никакой царь не изымет меня от Божия суда и вечной казни». При всеобщем согласии, что будет
созван Вселенский Собор для осужде- ния иконоборческой ереси,святой Та- расий, в короткое время прошел все иерархические ступени и в 784 году был возведен на патриарший престол. В 787 году в г. Никее состоялся VП
Вселенский Собор под председатель- ством святителя Тарасия, Патриарха Константинопольского. Прису тство- вало на Соборе 367 епископов. Деяни- ями Собора было утверждено почита- ние святых икон. Те епископы, кото- рые принесли покаяние в иконобор- честве, были вновь приняты Цер- ковью. Деяния Собора были красноре- чиво восхвалены сицилийским ди- аконом Епифанием. В обращении к Собору, святому Патриарху Тарасию, городу Никее и ко всей Кафолической Церкви говорится: «Радуйся и ты, разлившаяся по всему земному шару Кафолическая Церковь; торжествуй и веселись о собрании детей своих; сними с себя раздранное рубище и оденься в неповрежденную тунику Православия и единения. Тебе как Невесте Царя веков, Сына и Слова Божия прилично носить живописно сделанный человекообразный образ Его, чтобы видно было, что ты? Невеста Царская. Прилично тебе так- же иметь внутри себя живописно сделанные иконы всех святых апосто- лов и пророков, исповедников, Патри- архов, святых отцов, также и мучени- ков, а равно всего сонма благочести- вых мужей •>. Еще находясь в миру, святой
Тарасий вел праведную жизнь. Когда |
||
|
|||
* В Византии светские люди были хорошо сведущи в Богословии: человеком образованным
там считался только тот, кто вместе с другими науками изучил и Богословие; поэтому из лиц светских могли избирать Патриарха. |
|||
|
|||