25-й день
719
царских советников. Император Кон-
стантин Порфирородный воцарился в
десятилетнем возрасте. Он был вну-
ком императора-иконоборца Кон-
стантина Копронима (741?775) и
сыном императора Льва IV Хазара
(775?778), также иконоборца. Ересь
иконоборчества, начавшаяся при им-
ператоре Льве III Исаврянине (716?
741), продолжала распространяться.
Поборники иконопочитания, особен-
но монахи, подвергались жестоким
гонениям и казням; бесчестию и
поруганию подвергались не только
иконы, но и мощи святых угодников.
Святитель Павел IV, Патриарх Кон-
стантинопольский (780?784), не про-
являл решительных мер в борьбе с
ересью. Не имея помощников, чтобы
противостать заблуждениям нечести-
вых, укрепить немощных, воодуше-
вить борющихся за истину, он скры-
вал, что почитает святые иконы.
После четырехлетнего пребывания
на патриаршем престоле святитель
Павел с глубокой скорбью и покаяни-
ем тайно удалился в монастырь свя-
того Флора и принял схиму (+784;
память 30 августа).
Когда об этом узнала святая цари-
ца Ирина, она вместе с сыном Кон-
стантином пришла к нему за советом.
Святитель указал на сенатора Тара-
сия, как на возможного преемника,
обладавшего несомненными достоин-
ствами, необходимыми на тернистом
пути Предстоятеля Церкви. По сло-
вам святого Павла, сенатор Тарасий
был «силен жезлом разума еретиче-
ское лжесловесие отгнати, упасти же
добре словесное Христово стадо, и
собрати е в едину правоверия
ограду».
Вскоре святой Павел публично
исповедал свой грех, и так в пока-
янии преставился к Богу. Царица
Ирина собрала совет и народ для
избрания Патриарха. Все единодуш-
но говорили: «Никто другой не может
быть, кроме Тарасия»*. Тогда святой
Тарасий отвечал: «Вижу расторжен-
ную и разделенную Божию Церковь,
восток же и запад вся дни проклина-
ют нас: люта есть клятва и отсечение
от Царствия Божия. Если будет соб-
ран Вселенский Собор, и все согласно
соединимся в вере (как Крещение
едино, так и вера должна быть едина,
ибо ничто так не угодно Богу, как
пребывать всем в единстве веры и
любви), то согласен, хотя и недостоин
и неискусен, принять управление
Церковью. Если же не будет Вселен-
ского Собора и не истребится еретиче-
ство, и вера со всеми Православными
Восточными и Западными Церквами
не соединится, то я проклятым и
осужденным быть не хочу и патриар-
шество принять не согласен, ибо
никакой царь не изымет меня от
Божия суда и вечной казни».
При всеобщем согласии, что будет
созван Вселенский Собор для осужде-
ния иконоборческой ереси,святой Та-
расий, в короткое время прошел все
иерархические ступени и в 784 году
был возведен на патриарший
престол.
В 787 году в г. Никее состоялся VП
Вселенский Собор под председатель-
ством святителя Тарасия, Патриарха
Константинопольского. Прису тство-
вало на Соборе 367 епископов. Деяни-
ями Собора было утверждено почита-
ние святых икон. Те епископы, кото-
рые принесли покаяние в иконобор-
честве, были вновь приняты Цер-
ковью. Деяния Собора были красноре-
чиво восхвалены сицилийским ди-
аконом Епифанием. В обращении к
Собору, святому Патриарху Тарасию,
городу Никее и ко всей Кафолической
Церкви говорится: «Радуйся и ты,
разлившаяся по всему земному шару
Кафолическая Церковь; торжествуй
и веселись о собрании детей своих;
сними с себя раздранное рубище и
оденься в неповрежденную тунику
Православия и единения. Тебе как
Невесте Царя веков, Сына и Слова
Божия прилично носить живописно
сделанный человекообразный образ
Его, чтобы видно было, что ты?
Невеста Царская. Прилично тебе так-
же иметь внутри себя живописно
сделанные иконы всех святых апосто-
лов и пророков, исповедников, Патри-
архов, святых отцов, также и мучени-
ков, а равно всего сонма благочести-
вых мужей •>.
Еще находясь в миру, святой
Тарасий вел праведную жизнь. Когда
* В Византии светские люди были хорошо сведущи в Богословии: человеком образованным
там считался только тот, кто вместе с другими науками изучил и Богословие; поэтому из лиц
светских могли избирать Патриарха.