29-й день
753
как старшего летами,?во пресви-
тера.
Когда на святого Иоанна Златоу-
ста было воздвигнуто гонение и враги
приговорили его к заточению, друзья
невинного страдальца послали свято-
го Кассиана и Германа как людей
разумных, благочестивых и предан-
ных Православию, к папе в Рим
просить о помощи и заступлении.
Посольство это не имело желаемого
успеха, так как святителя Иоанна
уже отправили в ссылку в Каманы, а
всех близких ему по духу начали
злобно преследовать.
Святой Иоанн Кассиан остался в
Марселе, в области Римского папы.
Там он вскоре был посвящен во
пресвитера и, продолжая подвизаться
как научился у египетских подвиж-
ников, устроил два монастыря?
мужской и женский (по правилам
палестинских и египетских монасты-
рей).
Благоустройство этих монастырей
и святость жизни их основателя?
преподобного Кассиана?скоро обра-
тили на себя внимание многих иерар-
хов и настоятелей монастырей Галль-
ской области. Они просили написать
им о правилах жизни палестинских и
египетских общежитий и сообщить
высокое учение египетских подвиж-
ников о разных вопросах деятельной
и созерцательной монашеской жизни.
В ответ на просьбу епископа Апт-
ского Кастора, преподобный Иоанн
написал для него 12 книг: об одежде
монахов, о молитвах, псалмопениях и
о восьми главных страстях (417?
419). Десять собеседований старцев,
обитавших в Скитской пустыне, пре-
подобный Кассиан изложил и посвя-
тил по смерти епископа Кастора
епископам Леонтию, брату Кастора, и
Елладию. Семь собеседований стар-
цев, живших в Фиваиде, преподоб-
ный написал для епископа Гонората
и настоятеля монастыря Евхерия.
Остальные семь собеседований отцов,
подвизавшихся в Нижнем Египте,
написаны в 426?428 годах для на-
стоятелей Иоавиниана, Минервия,
Леонтия, Феодора и для монахов,
живших на островах Стихадских не-
далеко от Марселя.
Около 430 года по просьбе архиди-
акона Льва, впоследствии знаменито-
го Папы Римского, преподобный Кас-
сиан написал трактат о воплощении
Сына Божия. В этом творении препо-
добный Кассиан обличил нечестивое
учение как Нестория, так и его
предшедственника Пелагия.
О значении трудов преподобного
Кассиана можно судить по отзывам
святых отцов. Преподобный Вене-
дикт в своих правилах (гл. 27 и 73)
предлагал монахам своего монастыря
каждый вечер прочитывать писания
преподобного Кассиана как глубоко
назидательные и полезные для жела-
ющих достигнуть высшего нравствен-
ного совершенства. Он ценил их
наравне с правилами святого Васи-
лия Великого. Преподобный Иоанн
Лествичник говорил: «Великий Кас-
сиан прекрасно и весьма высоко
любомудрствует в своем слове (соб. 2,
гл. 10) о рассуждении». Святой Пат-
риарх Фотий также ценил писания
преподобного и считал их назида-
тельными и весьма полезными для
стремящихся к благочестивой жизни.
Чтобы получить представление о
трудах Преподобного, приведем неко-
торые его наставления.
«Цель всякого монаха и совершен-
ство сердца состоит в непрерывном
постоянстве молитвы, и, сколько воз-
можно бренному человеку, в невозму-
щаемом спокойствии ума и всегдаш-
ней чистоте его. К достижению сего
нужны: неослабный телесный труд и
сокрушение духа, так чтобы между
тем и другим находилась тесная,
взаимная связь. Ибо как все доброде-
тели стремятся к совершенству мо-
литвы, так и сами они не могут быть
твердыми и постоянными, если не
будут соединены и скреплены оною.
Как без добродетелей нельзя вполне
приобрести постоянного молитвенно-
го покоя, так и без этого покоя
невозможно в точности исполнить
добродетелей, споспешествующих
оному... Чтобы молитва была возно-
сима с надлежащей горячностию и
чистотою, должно... убегать всяких
развлечений, пустословия или много-
словия, равно как и всяких шуток, а
более всего надобно исторгнуть с
корнем расположение к гневу или
унынию и вовсе истребить пагубное
разжжение плотской похоти и любо-
стяжания ».
«...отцы считают более полезным
совершать молитвы хоть краткие, но
чаще, чтобы чрез частовременные
молитвы пребыть в непрестанном