|
|||
29-й день
|
753
|
||
|
|||
как старшего летами,?во пресви-
тера. Когда на святого Иоанна Златоу-
ста было воздвигнуто гонение и враги приговорили его к заточению, друзья невинного страдальца послали свято- го Кассиана и Германа как людей разумных, благочестивых и предан- ных Православию, к папе в Рим просить о помощи и заступлении. Посольство это не имело желаемого успеха, так как святителя Иоанна уже отправили в ссылку в Каманы, а всех близких ему по духу начали злобно преследовать. Святой Иоанн Кассиан остался в
Марселе, в области Римского папы. Там он вскоре был посвящен во пресвитера и, продолжая подвизаться как научился у египетских подвиж- ников, устроил два монастыря? мужской и женский (по правилам палестинских и египетских монасты- рей). Благоустройство этих монастырей
и святость жизни их основателя? преподобного Кассиана?скоро обра- тили на себя внимание многих иерар- хов и настоятелей монастырей Галль- ской области. Они просили написать им о правилах жизни палестинских и египетских общежитий и сообщить высокое учение египетских подвиж- ников о разных вопросах деятельной и созерцательной монашеской жизни. В ответ на просьбу епископа Апт-
ского Кастора, преподобный Иоанн написал для него 12 книг: об одежде монахов, о молитвах, псалмопениях и о восьми главных страстях (417? 419). Десять собеседований старцев, обитавших в Скитской пустыне, пре- подобный Кассиан изложил и посвя- тил по смерти епископа Кастора епископам Леонтию, брату Кастора, и Елладию. Семь собеседований стар- цев, живших в Фиваиде, преподоб- ный написал для епископа Гонората и настоятеля монастыря Евхерия. Остальные семь собеседований отцов, подвизавшихся в Нижнем Египте, написаны в 426?428 годах для на- стоятелей Иоавиниана, Минервия, Леонтия, Феодора и для монахов, живших на островах Стихадских не- далеко от Марселя. Около 430 года по просьбе архиди-
акона Льва, впоследствии знаменито- го Папы Римского, преподобный Кас- сиан написал трактат о воплощении |
Сына Божия. В этом творении препо-
добный Кассиан обличил нечестивое учение как Нестория, так и его предшедственника Пелагия. О значении трудов преподобного
Кассиана можно судить по отзывам святых отцов. Преподобный Вене- дикт в своих правилах (гл. 27 и 73) предлагал монахам своего монастыря каждый вечер прочитывать писания преподобного Кассиана как глубоко назидательные и полезные для жела- ющих достигнуть высшего нравствен- ного совершенства. Он ценил их наравне с правилами святого Васи- лия Великого. Преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Великий Кас- сиан прекрасно и весьма высоко любомудрствует в своем слове (соб. 2, гл. 10) о рассуждении». Святой Пат- риарх Фотий также ценил писания преподобного и считал их назида- тельными и весьма полезными для стремящихся к благочестивой жизни. Чтобы получить представление о
трудах Преподобного, приведем неко- торые его наставления. «Цель всякого монаха и совершен-
ство сердца состоит в непрерывном постоянстве молитвы, и, сколько воз- можно бренному человеку, в невозму- щаемом спокойствии ума и всегдаш- ней чистоте его. К достижению сего нужны: неослабный телесный труд и сокрушение духа, так чтобы между тем и другим находилась тесная, взаимная связь. Ибо как все доброде- тели стремятся к совершенству мо- литвы, так и сами они не могут быть твердыми и постоянными, если не будут соединены и скреплены оною. Как без добродетелей нельзя вполне приобрести постоянного молитвенно- го покоя, так и без этого покоя невозможно в точности исполнить добродетелей, споспешествующих оному... Чтобы молитва была возно- сима с надлежащей горячностию и чистотою, должно... убегать всяких развлечений, пустословия или много- словия, равно как и всяких шуток, а более всего надобно исторгнуть с корнем расположение к гневу или унынию и вовсе истребить пагубное разжжение плотской похоти и любо- стяжания ». «...отцы считают более полезным
совершать молитвы хоть краткие, но чаще, чтобы чрез частовременные молитвы пребыть в непрестанном |
||
|
|||