754
Месяц февраль
союзе с Богом»..., «они почитали
важным не то, чтобы прочитать
много стихов, но то, чтобы понять
содержание их.»
Для приобретения непрестанной
памяти о Боге преподобный Кассиан
предлагает как можно чаще повто-
рять стих псалма: «Боже, в помощь
мою вонми, Господи, помощи ми
потщися» (Пс. 69,2). «Этот стих содер-
жит горячность любви и расположе-
ния, содержит усмотрение наветов,
страх врагов, которыми видя себя
окруженным днем и ночью, сознает-
ся, что без помощи своего Защитника
он не может избавиться от них... Этот,
говорю, стишок всякому из нас необ-
ходим и полезен во всяком состо-
янии».
Особое внимание преподобный
Кассиан уделяет в своих трудах опи-
санию борьбы подвижника с главны-
ми страстями, которых насчитывает-
ся восемь: чревоугодие, блуд, сребро-
любие, гнев, печаль, уныние, тщесла-
вие и гордость. Он подробно рассмат-
ривает происхождение и качества
каждой страсти, уясняет, какой дол-
жен быть порядок борьбы с ними для
каждого индивидуальный, в зависи-
мости от того, какая страсть преобла-
дает в подвижнике, показывает в
какую пагубу они ввергают предав-
шуюся им душу и приходит к такому
заключению: «Мы не можем победить
страсти без помощи Божией, и побе-
дою над ними не должно превозно-
ситься».
Если побеждена одна из страстей,
нельзя ослаблять бодренного внима-
ния, воздержания и трезвения, враги
наши коварны, мы никогда не быва-
ем безопасны от нападения. Не встре-
чая более со стороны подвижника
мужественного сопротивления, «по-
бежденный тобою дух говорит как бы
так: «возвращусь в дом мой, откуда
вышел» (Лк. 11, 24?26). Тогда тот-
час происходящие от него семь духов-
пороков будут для тебя злее, нежели
та страсть, которая в начале была
побеждена тобою, и они скоро увлекут
тебя к худшим грехам».
Всякому, стремящемуся приобре-
сти истинное знание, необходимо глу-
боко в сердце напечатлеть такое
наставление преподобного Кассиана:
«Если хочешь достигнуть истинного
знания Священного Писания, то тебе
надобно постараться сначала приоб-
рести непоколебимое смирение
сердца, которое усовершением в люб-
ви приведет тебя не к тому знанию,
которое надмевает, а к тому, которое
просвещает. Ибо невозможно неочи-
щенной душе приобрести дар духов-
ного знания. И потому со всею осто-
рожностью избегай, чтобы у тебя чрез
упражнение в чтении, вместо света
знания и вечной славы, приобрета-
емой просвещением науки, не про-
изошли качества, ведущие к погибе-
ли, от суетной гордости. Потом надоб-
но тебе всячески стараться, по отвер-
жении всякой заботы и помышления
земного, рачительно и даже непре-
станно заниматься чтением Священ-
ного Писания, пока постоянное раз-
мышление напитает твой дух.
Смирение есть наставник всех
добродетелей; оно есть крепчайшее
основание небесного здания; оно есть
собственный и великий дар Спасите-
ля. Кто последует кроткому Господу
не в явлении высоких знамений, но в
добродетели терпения и смирения,
тот совершает все чудеса, сотворен-
ные Христом. А кто желает повеле-
вать нечистыми духами, или чудесно
подавать здравие болящим, или яв-
лять пред народом какое-либо из
дивных знамений, тот хотя призыва-
ет Имя Христово, но бывает чужд
Христа; поелику, надменный гордо-
стию, не следует Учителю смирения».
«Какое точное понимание духов-
ной жизни,? восклицает в предисло-
вии к Писаниям преподобного Касси-
ана переводчик его сочинений?
епископ Петр,?какое высокое уче-
ние о духовных предметах, какая
глубина смирения, чистота сердца и
другие добродетели раскрыты в писа-
ниях преподобного Кассиана, без сом-
нения, те же были осуществляемы и в
его жизни; все написанное было им
самим передумано, перечувствовано,
усвоено, пройдено самым делом и
вылилось из его светлого ума и
чистого сердца».
Скончался преподобный Кассиан
между 433 и 448 годами. Мощи
его находятся в монастыре святого
мученика Виктора в Марселе, где
преподобный Кассиан был настоя-
телем.