|
|||
754
|
Месяц февраль
|
||
|
|||
союзе с Богом»..., «они почитали
важным не то, чтобы прочитать много стихов, но то, чтобы понять содержание их.» Для приобретения непрестанной
памяти о Боге преподобный Кассиан предлагает как можно чаще повто- рять стих псалма: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися» (Пс. 69,2). «Этот стих содер- жит горячность любви и расположе- ния, содержит усмотрение наветов, страх врагов, которыми видя себя окруженным днем и ночью, сознает- ся, что без помощи своего Защитника он не может избавиться от них... Этот, говорю, стишок всякому из нас необ- ходим и полезен во всяком состо- янии». Особое внимание преподобный
Кассиан уделяет в своих трудах опи- санию борьбы подвижника с главны- ми страстями, которых насчитывает- ся восемь: чревоугодие, блуд, сребро- любие, гнев, печаль, уныние, тщесла- вие и гордость. Он подробно рассмат- ривает происхождение и качества каждой страсти, уясняет, какой дол- жен быть порядок борьбы с ними для каждого индивидуальный, в зависи- мости от того, какая страсть преобла- дает в подвижнике, показывает в какую пагубу они ввергают предав- шуюся им душу и приходит к такому заключению: «Мы не можем победить страсти без помощи Божией, и побе- дою над ними не должно превозно- ситься». Если побеждена одна из страстей,
нельзя ослаблять бодренного внима- ния, воздержания и трезвения, враги наши коварны, мы никогда не быва- ем безопасны от нападения. Не встре- чая более со стороны подвижника мужественного сопротивления, «по- бежденный тобою дух говорит как бы так: «возвращусь в дом мой, откуда вышел» (Лк. 11, 24?26). Тогда тот- час происходящие от него семь духов- пороков будут для тебя злее, нежели та страсть, которая в начале была побеждена тобою, и они скоро увлекут тебя к худшим грехам». Всякому, стремящемуся приобре-
сти истинное знание, необходимо глу- боко в сердце напечатлеть такое наставление преподобного Кассиана: «Если хочешь достигнуть истинного |
знания Священного Писания, то тебе
надобно постараться сначала приоб- рести непоколебимое смирение сердца, которое усовершением в люб- ви приведет тебя не к тому знанию, которое надмевает, а к тому, которое просвещает. Ибо невозможно неочи- щенной душе приобрести дар духов- ного знания. И потому со всею осто- рожностью избегай, чтобы у тебя чрез упражнение в чтении, вместо света знания и вечной славы, приобрета- емой просвещением науки, не про- изошли качества, ведущие к погибе- ли, от суетной гордости. Потом надоб- но тебе всячески стараться, по отвер- жении всякой заботы и помышления земного, рачительно и даже непре- станно заниматься чтением Священ- ного Писания, пока постоянное раз- мышление напитает твой дух. Смирение есть наставник всех
добродетелей; оно есть крепчайшее основание небесного здания; оно есть собственный и великий дар Спасите- ля. Кто последует кроткому Господу не в явлении высоких знамений, но в добродетели терпения и смирения, тот совершает все чудеса, сотворен- ные Христом. А кто желает повеле- вать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или яв- лять пред народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призыва- ет Имя Христово, но бывает чужд Христа; поелику, надменный гордо- стию, не следует Учителю смирения». «Какое точное понимание духов-
ной жизни,? восклицает в предисло- вии к Писаниям преподобного Касси- ана переводчик его сочинений? епископ Петр,?какое высокое уче- ние о духовных предметах, какая глубина смирения, чистота сердца и другие добродетели раскрыты в писа- ниях преподобного Кассиана, без сом- нения, те же были осуществляемы и в его жизни; все написанное было им самим передумано, перечувствовано, усвоено, пройдено самым делом и вылилось из его светлого ума и чистого сердца». Скончался преподобный Кассиан
между 433 и 448 годами. Мощи его находятся в монастыре святого мученика Виктора в Марселе, где преподобный Кассиан был настоя- телем. |
||
|
|||