![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
94
|
Месяц февраль
|
||
|
|||
уменьшились, и появилась возмож-
ность свободной проповеди христиан- ства. В том же году архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и школы на пятьдесят человек, а затем ? духовного учили- ща, которое в 1878 году было преобра- зовано в Семинарию. В 1874 году в Токио прибыл
Преосвященнейший Павел, епископ Камчатский, чтобы рукоположить в священный сан рекомендуемых ар- химандритом Николаем кандидатов из местного населения. К тому време- ни при Миссии в Токио действовали четыре училища: катихизаторское, семинарское, женское и причетниче- ское, а в Хакодате два училища? для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 года Миссией стал регулярно издаваться журнал «Цер- ковный Вестник». К 1878 году в Японии насчитывалось 4115 христи- ан. Богослужение в общинах и препо- давание проводилось на родном язы- ке. Стали издаваться духовно- нравственные книги. В 1880 году Святейший Синод
принял решение о расширении штата Миссии, а ее начальнику ? архиман- дриту Николаю ? быть епископом. 30 марта 1880 года в Троицком
соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Токийского. Позже Святитель писал: «Во время совершения таинства хиротонии чув- ства, кажется, без воли человека, одолевают его, глаза делаются влаж- ными, душа смущается. Все существо под влиянием десниц иерархов чув- ствует претворение. Встаешь совер- шенно иным, чем опускаешься на колени перед Престолом». С тех пор святитель Николай с
еще большим усердием стал продол- жать свои апостольские труды. Он завершил строительство собора Вос- кресения Христова в Токио, а также принялся за новый перевод Богослу- жебных книг, составил на японском языке Православный Богословский словарь. Большое внимание он ока- зывал многочисленным православ- ным общинам. Но в период русско-японской вой-
ны 1905 года на долю святителя Николая и его паствы выпали тяже- лые испытания. И на удивление самим японцам, он с честью перенес |
их. Он нашел возможным помочь
русским военнопленным в их тяже- лых условиях. За эти подвижниче- ские труды его возвели в сан архи- епископа. В 1911 году, когда исполнилось
полвека миссионерской работы святи- теля Николая, было уже 266 общин Японской Православной Церкви, в состав которых входило 33 017 право- славных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников- катихизаторов. Сам Святитель всей своей жизнью
являл пример истинного духовного руководителя, всецело преданного своему служению. Это был человек неистощимой энергии, единой целе- направленности и пламенного трудо- любия. Он говорил: «На покой мисси- онеру, когда у него есть хоть капля силы служить своему делу,? это для меня представляется несообразным, так что я и в мечтах никогда не пытался примеривать покойный ха- лат. Хочется умереть на той борозде, где Промысл Божий судил и пахать, и сеять». В этих словах ? вся его че- ловеческая натура. В личной жизни Святитель был подвижнически прост. Он не налагал на себя особых подви- гов, но отдавал Господу всю свою душу. На его пути были преграды и самовластия, и самооценки, и уста- лость, и старческая немощь. Но святи- тель своей жизнью явил всему миру глубокий опыт преодоления их, во- площая в жизни заповеди Иисуса Христа. 3 февраля 1912 года, на 76 году
жизни, просветитель Японии архи- епископ Николай мирно отошел ко Господу. Русская Православная Цер- ковь во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием 10 апреля 1970 года приняла решение о прославлении святителя Николая в лике святых, с именованием? равноапостольный. В Японии святи- тель Николай до сего времени почи- тается как великий праведник и особый молитвенный предстатель пред Господом. Первая служба святителю Нико-
лаю составлена митрополитом Ленин- градским и Новгородским Никодимом (? 5 сентября 1978); вторая? епископом Левкийским Парфением (София, 1972). |
||
|
|||