106
Месяц январь
Стих: Сего ради помянух Тя/ от земли Иордан-
ски и Ермониймски.
Земля Завулоня,/ сущий обонпол Иордана,/
услышите:/ приближается Христос,/ Спасение,
Свет и Избавление.
Стих: Вйдеша Тя воды, Боже, / вйдеша Тя воды и
убояшася.
Уготови и ты,/ Иордане, струй,/ огнем бо
Крещаяй / приближается обновйти / сокрушенное
создание.
Слава, и ныне, глас и подобен тойже:
Явйся славы / Отчее Сияние / во струях Иордан-
ских,/ Крещением очищая/ скверну душ наших.
НА ЛИТУРГИИ
Блаженны от канона предпразднства песни 3-я и 6-я.
Прокимен, глас
7: Возвеселится праведник о Господе:
Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молйти ми ся к Тебе.
Апостол к Тимофею, зачало 292. Аллилуйя. Праведник, яко
финике, процветет,/ яко кедр, йже в Ливане, умножится.
Евангелие от Матфея, зачало 36. Причастен: В память
вечную будет праведник:
Святой пророк Малахия ?
последний из известных нам ветхоза-
ветных пророков, почему святые от-
цы называют его «печатью проро-
ков ». « Некоторые утверждали,?
говорит святитель Кирилл Алексан-
дрийский (+444; память 18 января и
9 июня),? что Малахия по естеству
был Ангел, но по воле Божией облекся
в тело и отправлял в израильском
народе должность пророка; но сего
вымысла не надо принимать. Анге-
лом Малахия назван, главным обра-
зом, по значению своего имени (Ма-
лахия? посланник Божий, евр.), а
частию, вероятно, и потому, что воз-
вещал израильтянам Божественные
глаголы. По сей последней причине
сам пророк Малахия называет Анге-
лом всякого вообще священника
(Мал. 2,7)»
По свидетельству преподобного
Ефрема Сирина (1"373?379; память
28 января) и святителя Епифания
Кипрского (1403; память 12 мая),
святой Малахия происходил из коле-
на Завулонова. Он родился в селении
Суфа, в земле Завулоновой.
Большинство толкователей соглас-
но говорят, что святой пророк Мала-
хия жил по возвращении иудеев из
плена Вавилонского, спустя некото-
рое время после святых пророков
Аггея (500 до Р.Х.; память 16 декаб-
ря) и Захарии (520 до Р.Х.; память
8 февраля). В то время был вновь
построен Иерусалимский храм (ок.
486 г.), в нем совершалось Богослуже-
ние и приносились священниками
жертвы.
Свое пророческое служение святой
Малахия называет бременем, т. е.
печальным пророчеством, потому что
оно предвозвещает наказание нече-
стивым (Мал. 2, 1 ? 12; 3, 5?9; 4,
1). Пророк пламенно обличает иудей-
ский народ и священников за то, что
они не имеют должного благоговения
к Богу, приносят Ему «худые
жертвы», не соблюдают Его запове-
дей, своим лицемерием и нечестием
уклонились от правого пути.
Пророк Малахия угрожает иудей-
скому народу Судом Божиим и за
разные другие пороки ? прелю-
бодеяния и чародейства, ложные
клятвы, притеснение вдов и си-
рот, отвержение пришельцев, удер-
живание платы у наемников, неис-
полнение закона о церковной десяти-