|
|||
250
|
Месяц январь
|
||
|
|||
крещаемом Сыне, Сын Божий кре-
стился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына, подтверждая таким образом Слово Отца (Мф. 3, 17), то есть засвидетель- ствовал об Иисусе Христе, что Он не пророк, подобный древним пророкам, и не ангел, но Единородный Сын Божий, сущий в лоне Отчем. Сам Господь, как источник всякой
чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречи- стой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения. Погружением в водную стихию
Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого креще- ния,?-изъясняет преподобный Иоанн Дамаскин. По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого кре- стившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16). По изъяснению святителя Кирил-
ла, архиепископа Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила |
прекращение потопа, принеся мас-
личную ветвь, так и теперь Дух Святый возвещает разрешение гре- хов в виде голубя: там ветвь маслич- ная, здесь милость Бога нашего». С древних времен в церковном
уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления называется также днем Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить «сидящих во тьме и тени смертной» (Мф. 4, 16), спасти падший род человеческий открыв- шейся во Христе Божественной благодатью (2 Тим. 1, 9?10). Поэто- му в древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в самый день праздника, был обычай крестить (ду- ховно просвещать) оглашенных. В это время совершается в храмах и на водоемах великое освящение воды. Богоявленская или крещенская вода (агиасма) считается великой святы- ней, исцеляющей душу и тело. Ее принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая в случае болезни, давая пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причаще- нию. На Руси издревле было принято в
праздник Богоявления совершать торжественные крестные ходы на реки и водные источники. |
||
|
|||