|
|||
28
|
Месяц январь
|
||
|
|||
глас 8, Недели пред Просвещением: Боже, ущедри ны: Стих:
Пасый Израиля: Евангелие Недели пред Просвещением от Марка, зачало 1 и Обрезания, от Лукй, зачало 6. Причастен: Хвалите Господа: Другйй: В память: литургия Василия Велйкаго. За Достойно: О Тебе радуется: Суббота пред Богоявлением: На Литургии Апостол к
Тимофею, зачало 254. Евангелие от Матфея, зачало 5. Неделя пред Богоявлением: Прокимен, глас 6: Спаси,
Господи, люди Твоя: Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой. Апостол к Тимофею, зачало 298. Аллилуйя, глас 8: Боже, ущедри ны: Евангелие от Марка, зачало 1. Прича- стен: Хвалите Господа с Небес: |
|||
|
|||
Обрезание Господне.
На восьмой день после Своего
Рождества Богомладенец Иисус при- нял обрезание крайней плоти (Лк. 2, 21), установленное по ветхозаветно- му закону для всех младенцев муж- ского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10?14; Лев. 12, 3). По толкованию святых отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обре- зание, являя пример, как людям сле- дует неукоснительно исполнять Бо- жественные установления (Мф. 5, 17). Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили впо- следствии некоторые еретики (доке- ты). Святой Ефрем Сирин поучает: «Он был воистину плотию, и обрезан был как Человек...». При совершении обрезания Богомладенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в день Благовещения Пресвятой Деве Марии: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и Святитель Василий Великий
родился около 330 года в городе
Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святи- теля был адвокатом и преподавате- лем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых: сам святи- тель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина (1380; память 19 июля), брат Григорий, епископ |
наречешь Ему Имя: Иисус» (Лк. 1,
31?33). Господь получил Имя Иисус (Спа-
ситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; 9, 38?39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6, 16; Фил. 2, 9?10). Эти два собы- тия, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напомина- ют христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совле- чением греховного тела плоти, обре- занием Христовым» (Кол. 2,11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2, 11?12). Начало праздника Обрезания Гос-
подня восходит к первым векам хри- стианства. Известны поучения, про- изнесенные на этот день в IV веке святителями Амфилохием Иконий- ским, Григорием Нисским, Амвроси- ем Медиоланским и другими. Канон празднику написан в VIII веке препо- добным Стефаном Савваитом (па- мять 28 октября). Нисский (1385; память 10 января),
брат Петр, епископ Севастийский (|ГУ; память 9 января) и младшая сестра?праведная Феозва, диако- ниса (1"385; память 10 января). К лику святых причислена также и мать святителя праведная Емилия (!ГУ; память 1 января). Первоначальное образование свя-
той Василий получил под руковод- ством своих родителей и бабки Мате- рины, высокообразованной христиан- |
||
|
|||