28
Месяц январь
глас 8, Недели пред Просвещением: Боже, ущедри ны: Стих:
Пасый Израиля: Евангелие Недели пред Просвещением от
Марка, зачало 1 и Обрезания, от Лукй, зачало 6. Причастен:
Хвалите Господа: Другйй: В память: литургия Василия
Велйкаго. За Достойно: О Тебе радуется:
Суббота пред Богоявлением: На Литургии Апостол к
Тимофею, зачало 254. Евангелие от Матфея, зачало 5.
Неделя пред Богоявлением: Прокимен, глас 6: Спаси,
Господи, люди Твоя:
Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже
мой.
Апостол к Тимофею, зачало 298. Аллилуйя, глас 8:
Боже, ущедри ны: Евангелие от Марка, зачало 1. Прича-
стен: Хвалите Господа с Небес:
Обрезание Господне.
На восьмой день после Своего
Рождества Богомладенец Иисус при-
нял обрезание крайней плоти (Лк. 2,
21), установленное по ветхозаветно-
му закону для всех младенцев муж-
ского пола в знамение Завета Бога с
праотцем Авраамом и его потомками
(Быт. 17, 10?14; Лев. 12, 3). По
толкованию святых отцов Церкви,
Господь, Творец закона, принял обре-
зание, являя пример, как людям сле-
дует неукоснительно исполнять Бо-
жественные установления (Мф. 5,
17). Господь принял обрезание для
того, чтобы никто впоследствии не
мог усомниться в том, что Он был
истинным Человеком, а не носителем
призрачной плоти, как учили впо-
следствии некоторые еретики (доке-
ты). Святой Ефрем Сирин поучает:
«Он был воистину плотию, и обрезан
был как Человек...». При совершении
обрезания Богомладенцу было дано
Имя Иисус, возвещенное Архангелом
Гавриилом в день Благовещения
Пресвятой Деве Марии: «И сказал Ей
Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты
обрела благодать у Бога; и вот,
зачнешь во чреве, и родишь Сына, и
Святитель Василий Великий
родился около 330 года в городе
Кесарии Каппадокийской (Малая
Азия), в благочестивой христианской
семье Василия и Емилии. Отец святи-
теля был адвокатом и преподавате-
лем риторики. В семье было десять
детей, из которых пять причислены
Церковью к лику святых: сам святи-
тель Василий, его старшая сестра
преподобная Макрина (1380; память
19 июля), брат Григорий, епископ
наречешь Ему Имя: Иисус» (Лк. 1,
31?33).
Господь получил Имя Иисус (Спа-
ситель) как печать Своего служения
делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк.
16, 17; 9, 38?39; Лк. 10, 17; Деян. 3,
6, 16; Фил. 2, 9?10). Эти два собы-
тия, совершившиеся в самом начале
земной жизни Спасителя, напомина-
ют христианам, что они вступили в
Новый Завет с Богом и «обрезаны
обрезанием нерукотворенным, совле-
чением греховного тела плоти, обре-
занием Христовым» (Кол. 2,11). Само
имя христианина свидетельствует о
вступлении человека в Новый Завет
с Богом. В Новом Завете обряд
обрезания уступил место таинству
Крещения, прообразом которого он
являлся (Кол. 2, 11?12).
Начало праздника Обрезания Гос-
подня восходит к первым векам хри-
стианства. Известны поучения, про-
изнесенные на этот день в IV веке
святителями Амфилохием Иконий-
ским, Григорием Нисским, Амвроси-
ем Медиоланским и другими. Канон
празднику написан в VIII веке препо-
добным Стефаном Савваитом (па-
мять 28 октября).
Нисский (1385; память 10 января),
брат Петр, епископ Севастийский
(|ГУ; память 9 января) и младшая
сестра?праведная Феозва, диако-
ниса (1"385; память 10 января). К
лику святых причислена также и
мать святителя праведная Емилия
(!ГУ; память 1 января).
Первоначальное образование свя-
той Василий получил под руковод-
ством своих родителей и бабки Мате-
рины, высокообразованной христиан-