|
||||||
1-й день
|
29
|
|||||
|
||||||
отыи Штп
|
|
ШИШ
|
святых отцов и упражняясь в постни-
ческих подвигах; затем он посетил преподобного Пахомия, подвизавше- гося в Фиваидской пустыне, препо- добных Макария Старшего и Мака- рия Александрийского, Пафнутия, Павла и других подвижников. После этого святой Василий совершил па- ломничество в Иерусалим, где покло- нился святым местам земной жизни Спасителя. На обратном пути святитель Васи-
лий некоторое время находился в Антиохии, где в 362 году был посвя- щен в сан диакона епископом Меле- тием. В Кесарии святой Василий прово-
дил строгую иноческую жизнь. В 364 году он был посвящен в сан пресвите- ра епископом Кесарийским Евсеви- ем. Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал вы- сокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пу- стыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подви- зался в аскетических подвигах вме- сте со своим другом святым Григори- ем Богословом. Руководствуясь Свя- щенным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими мона- стырями. После смерти императора Кон-
стантина Великого, при сыне его Констанции (337?361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Все- ленском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364?378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уедине- ния в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назиан- зин, а святой Василий?в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарийский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия |
|||
ки, в молодые годы слышавшей на-
ставления святителя Григория Чудо- творца, епископа Неокесарийского (Ток. 266?270; память 17 ноября). После смерти отца и бабки святи-
тель Василий отправился для даль- нейшего образования в Константино- поль, а затем в Афины. Здесь он пробыл около пяти лет, в совершен- стве изучив разнообразные науки? риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Святой Григорий Богослов (!389; па- мять 25 января) также учился в то время в Афинах; между ними устано- вилась тесная дружба, продолжавша- яся всю жизнь. Впоследствии Григо- рий Ъогослов, вспоминая те годы, писал, что в Афинах им известны были только две дороги?одна в церковь, а другая?в училище. Около 357 года святой Василий
вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Чув- ствуя призвание к духовной жизни, он решил отправиться туда, где процветало подвижничество. С этой целью святитель предпринял путеше- ствие в Египет, Сирию и Палестину. В Египте святой Василий провел
целый год у архимандрита Порфи- рия, изучая богословские творения |
||||||
|
||||||