1-й день
29
отыи Штп
ШИШ
святых отцов и упражняясь в постни-
ческих подвигах; затем он посетил
преподобного Пахомия, подвизавше-
гося в Фиваидской пустыне, препо-
добных Макария Старшего и Мака-
рия Александрийского, Пафнутия,
Павла и других подвижников. После
этого святой Василий совершил па-
ломничество в Иерусалим, где покло-
нился святым местам земной жизни
Спасителя.
На обратном пути святитель Васи-
лий некоторое время находился в
Антиохии, где в 362 году был посвя-
щен в сан диакона епископом Меле-
тием.
В Кесарии святой Василий прово-
дил строгую иноческую жизнь. В 364
году он был посвящен в сан пресвите-
ра епископом Кесарийским Евсеви-
ем. Исполняя свое служение, святой
Василий ревностно проповедовал и
неустанно заботился о нуждах своей
паствы, благодаря чему снискал вы-
сокое уважение и любовь. Епископ
Евсевий, по немощи человеческой,
проникся завистью к нему и начал
выказывать свое нерасположение.
Чтобы не возникла смута, святой
Василий удалился в Понтийскую пу-
стыню (южный берег Черного моря),
где поселился недалеко от монастыря,
основанного его матерью и старшей
сестрой. Здесь святой Василий подви-
зался в аскетических подвигах вме-
сте со своим другом святым Григори-
ем Богословом. Руководствуясь Свя-
щенным Писанием, они написали
уставы иноческой жизни, принятые
впоследствии христианскими мона-
стырями.
После смерти императора Кон-
стантина Великого, при сыне его
Констанции (337?361), арианское
лжеучение, осужденное на 1-м Все-
ленском Соборе в 325 году, стало
вновь распространяться и особенно
усилилось при императоре Валенте
(364?378), стороннике ариан. Для
святых Василия Великого и Григория
Богослова настал час, когда Господь
призвал их из молитвенного уедине-
ния в мир для борьбы с ересью.
Святой Григорий вернулся в Назиан-
зин, а святой Василий?в Кесарию,
вняв письменной просьбе епископа
Евсевия, примирившегося с ним.
Епископ Евсевий Кесарийский (автор
знаменитой «Церковной истории»)
умер на руках у святого Василия
ки, в молодые годы слышавшей на-
ставления святителя Григория Чудо-
творца, епископа Неокесарийского
(Ток. 266?270; память 17 ноября).
После смерти отца и бабки святи-
тель Василий отправился для даль-
нейшего образования в Константино-
поль, а затем в Афины. Здесь он
пробыл около пяти лет, в совершен-
стве изучив разнообразные науки?
риторику и философию, астрономию
и математику, физику и медицину.
Святой Григорий Богослов (!389; па-
мять 25 января) также учился в то
время в Афинах; между ними устано-
вилась тесная дружба, продолжавша-
яся всю жизнь. Впоследствии Григо-
рий Ъогослов, вспоминая те годы,
писал, что в Афинах им известны
были только две дороги?одна в
церковь, а другая?в училище.
Около 357 года святой Василий
вернулся в Кесарию, где некоторое
время преподавал риторику. Чув-
ствуя призвание к духовной жизни,
он решил отправиться туда, где
процветало подвижничество. С этой
целью святитель предпринял путеше-
ствие в Египет, Сирию и Палестину.
В Египте святой Василий провел
целый год у архимандрита Порфи-
рия, изучая богословские творения