|
|||
9-й день
|
337
|
||
|
|||
Соловецким, преподобным Саввати-
ем, обрел каменный крест, стоявший некогда перед келлией преподобного. Были найдены Псалтирь, принад- лежавшая преподобному Зосиме (+1478), первому игумену Соловецко- му, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. Обитель ду- ховно возрождалась. Для упорядоче- ния жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп постро- ил на Соловках два величественных храма ? трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игу- мен сам работал как простой стро- итель, помогая класть стены Преобра- женского собора. Под северной па- пертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветала в обители: ученика- ми святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12 июня). Для тайных молитвенных подви-
гов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получив- шее впоследствии название Филип- повой пустыни. Но Господь готовил святого угод-
ника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святом Филиппе верного сподвижника, ду- ховника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была од- ним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездив- шуюся в Боярской думе. Выбор перво- святителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Святой Филипп долго отказывал-
ся возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духов- ной близости с Иоанном он не чув- ствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину. Грозный же старался доказать ему ее государ- ственную необходимость. Наконец, |
Грозный царь и Соловецкий игумен
пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного уп- равления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет испол- нить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние мит- рополиты. 25 июля 1566 года сверши- лось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских святителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться. Святитель Филипп, видя беззако-
ния и жестокости опричников, ре- шился противостать Грозному. Это было связано с новой волной казней в 1567?1568 годах. Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники наме- ревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заго- ворщиками и вновь пролил много крови. Грустно было святому Филип- пу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обыч- но, в монашеских облачениях, святи- тель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать без- закония, творимые опричниками: «учал митрополит Филипп с госуда- рем на Москве враждовати об оприч- нине». Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Гроз- ный в гневе сказал: «Нам ли проти- вишься? Увидим твердость твою! Я был слишком мягок с вами»,? добавил царь, по свидетельству оче- видцев. Царь стал проявлять еще большую
жестокость в преследовании всех про- тивившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь святителя исповедника была решена. Но Гроз- ный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над главой Русской Церкви. Над Митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Нашлись лжесвидетели: к глу- |
||
|
|||