9-й день
337
Соловецким, преподобным Саввати-
ем, обрел каменный крест, стоявший
некогда перед келлией преподобного.
Были найдены Псалтирь, принад-
лежавшая преподобному Зосиме
(+1478), первому игумену Соловецко-
му, и ризы его, в которые с тех пор
облачались игумены при службе в
дни памяти чудотворца. Обитель ду-
ховно возрождалась. Для упорядоче-
ния жизни в монастыре был принят
новый устав. Святой Филипп постро-
ил на Соловках два величественных
храма ? трапезный храм Успения
Божией Матери, освященный в 1557
году, и Преображения Господня. Игу-
мен сам работал как простой стро-
итель, помогая класть стены Преобра-
женского собора. Под северной па-
пертью его он ископал себе могилу,
рядом с могилой своего наставника,
старца Ионы. Духовная жизнь в эти
годы процветала в обители: ученика-
ми святого игумена Филиппа были и
при нем подвизались среди братии
преподобные Иоанн и Лонгин
Яренгские (память 3 июля), Вассиан и
Иона Пертоминские (память 12
июня).
Для тайных молитвенных подви-
гов святой Филипп часто удалялся на
безмолвие в глухое пустынное место,
за две версты от монастыря, получив-
шее впоследствии название Филип-
повой пустыни.
Но Господь готовил святого угод-
ника для иного служения и иного
подвига. В Москве о соловецком
отшельнике вспомнил любивший его
в отроческие годы Иоанн Грозный.
Царь надеялся, что найдет в святом
Филиппе верного сподвижника, ду-
ховника и советника, который по
высоте монашеской жизни ничего
общего не будет иметь с мятежным
боярством. Святость митрополита, по
мнению Грозного, должна была од-
ним кротким духовным веянием
укротить нечестие и злобу, гнездив-
шуюся в Боярской думе. Выбор перво-
святителя Русской Церкви казался
ему наилучшим.
Святой Филипп долго отказывал-
ся возложить на себя великое бремя
предстоятеля Русской Церкви. Духов-
ной близости с Иоанном он не чув-
ствовал. Он пытался убедить царя
уничтожить опричнину. Грозный же
старался доказать ему ее государ-
ственную необходимость. Наконец,
Грозный царь и Соловецкий игумен
пришли к уговору, чтобы святому
Филиппу не вмешиваться в дела
опричнины и государственного уп-
равления, не уходить с митрополии в
случаях, если царь не сможет испол-
нить его пожеланий, быть опорой и
советником царя, как были опорой
московских государей прежние мит-
рополиты. 25 июля 1566 года сверши-
лось посвящение святого Филиппа на
кафедру Московских святителей, к
сонму которых предстояло ему вскоре
присоединиться.
Святитель Филипп, видя беззако-
ния и жестокости опричников, ре-
шился противостать Грозному. Это
было связано с новой волной казней в
1567?1568 годах. Осенью 1567 года,
едва царь выступил в поход на
Ливонию, как ему стало известно о
боярском заговоре. Изменники наме-
ревались захватить царя и выдать
польскому королю, уже двинувшему
войска к русской границе. Иоанн
Грозный сурово расправился с заго-
ворщиками и вновь пролил много
крови. Грустно было святому Филип-
пу, но сознание святительского долга
понуждало его смело выступить в
защиту казненных. Окончательный
разрыв наступил весной 1568 года. В
Неделю крестопоклонную, 2 марта
1568 года, когда царь с опричниками
пришел в Успенский собор, как обыч-
но, в монашеских облачениях, святи-
тель Филипп отказался благословить
его, но стал открыто порицать без-
закония, творимые опричниками:
«учал митрополит Филипп с госуда-
рем на Москве враждовати об оприч-
нине». Обличение Владыки прервало
благолепие церковной службы. Гроз-
ный в гневе сказал: «Нам ли проти-
вишься? Увидим твердость твою! Я
был слишком мягок с вами»,?
добавил царь, по свидетельству оче-
видцев.
Царь стал проявлять еще большую
жестокость в преследовании всех про-
тивившихся ему. Казни следовали
одна за другой. Участь святителя
исповедника была решена. Но Гроз-
ный хотел соблюсти канонический
порядок. Боярская дума послушно
вынесла решение о суде над главой
Русской Церкви. Над Митрополитом
Филиппом был устроен соборный суд
в присутствии поредевшей Боярской
думы. Нашлись лжесвидетели: к глу-