11-й день
387
Преподобный Феодосии Вели-
кий
родился около 424 года в селении
Могарионском (Каппадокия, Малая
Азия) в семье благочестивых родите-
лей Проересия и Евлогии. С детства
наставленный в вере и благочестии,
он уже отроком стал чтецом в храме и
отличался прекрасным голосом, ис-
кусством чтения и знанием Священ-
ного Писания. Отрок Феодосии часто
молился Господу словами псалма:
«Настави мя, Господи, на путь Твой,
и пойду во истине Твоей» (Пс. 85,11).
Промыслительно предузнав волю
Божию, святой Феодосии в 451 году
отправился в Иерусалим. Путь его
лежал через Антиохию, где он сподо-
бился благословения преподобного
Симеона Столпника (1459, память 1
сентября). Прозорливый угодник Бо-
жий, никогда ранее не видевший
святого Феодосия, приветствовал его,
назвав по имени, и предсказал, что в
будущем он станет великим подвиж-
ником. Достигнув Иерусалима, свя-
той Феодосии стал учиться иноче-
ским трудам у старца преподобного
Лонгина-столпника (память 17 нояб-
ря). По прошествии нескольких лет
старец благословил святому Феодо-
сию поселиться при новосозданном
храме на полпути из Иерусалима в
Вифлеем. Вскоре многие узнали о
добродетелях нового подвижника Бо-
жия и к нему стали стекаться люди в
поисках духовных наставлений. Сла-
ва тяготила преподобного Феодосия, и
он удалился в пещеру, где, по преда-
нию, ночевали три волхва, шедшие с
дарами в Вифлеем. Преподобный
Феодосии пустынножителъствовал
более тридцати лет, проводя время в
молитве и посте; он не вкушал хлеба,
питался только финиками, корень-
ями и травами, растущими вокруг.
Подвиг его стал известен, и у
преподобного появились ученики.
Вначале их было семь. Угодник Бо-
жий, желая наставить своих учени-
ков в любомудрии, повелел выкопать
могилу, чтобы она напоминала о
суетности земной жизни и о смерти
как переходе в жизнь вечную.
Когда число учеников преподоб-
ного Феодосия умножилось, они стали
просить преподобного об основании
монастыря. Преподобный взял кади-
ло с холодными углями и пошел по
пустыне, молитвенно обращаясь ко
Господу с просьбой указать место
новой обители. На угодном Господу
месте кадило чудесным образом воз-
горелось. В скором времени здесь
возникла знаменитая впоследствии
Лавра преподобного Феодосия. В мо-
настыре был принят общежительный
устав. Душевное успокоение в нем
находили не только иноки, но и
миряне ? странники, нищие, боль-
ные и убогие. Господь чудесным
образом, по молитвам преподобного
Феодосия, умножал припасы Лавры,
так что их хватало и на братию, и на
множество странников, которые нахо-
дили пищу в Лавре во время голода.
В обители было устроено несколь-
ко странноприимных домов и боль-
ниц. Заботами преподобного Феодо-
сия были созданы церкви для братии
разных национальностей ? греков,
грузин и армян, в которых соверша-
лось богослужение на их родном
языке.
Всего в Лавре преподобного Фе-
одосия было 700 учеников. Многие из
них стали впоследствии основателя-
ми разных монастырей, прослави-
лись иноческими подвигами.
В царствование императора Ана-
стасия (491?518) распространилась
ересь Евтихия и Севера, или так
называемая ересь акефалитов (одно-