|
|||
12-й день
|
485
|
||
|
|||
Через некоторое время родители
отыскали сына и послали за ним воеводу с отрядом воинов. Но юному князю удалось усыпить бдительность присланных за ним стражей. По его просьбе игумен устроил обильную трапезу для гостей, после которой они пошли в церковь. Утомленные непри- вычно длительной службой и размо- ренные выпитым вином, воины во время чтения кафизм уснули. Тогда святой Растко тихо покинул церковь и ушел в башню Старого Руссика, где священноинок постриг князя с име- нем Савва. Когда воины проснулись, постриг уже был совершен. Преподоб- ный Савва послал родителям свои мирские одежды, отрезанные волосы и письмо, в котором умолял не сожа- леть о его поступке, но за все благода- рить Бога. Через некоторое время преподоб-
ный Савва перешел в монастырь Ватопед. Отсюда он совершил путе- шествие по Афону, во время которого посетил святых отцов-отшельников, подвизавшихся в пещерах, и покло- нился всем афонским святыням. Вос- хищенный жизнью святых подвижни- ков, преподобный Савва также хотел поселиться в пустыне, но игумен не благословил его на этот путь, пока не утвердится на первой ступени обще- жития через послушание. Преподоб- ный Савва покорился воле игумена и смиренно стал выполнять различные монастырские работы. Молодой инок носил рубище и ходил босиком. Отец преподобного Саввы со вре-
менем смирился с тем, что его сын стал монахом, и послал на Афон дорогую церковную утварь и много денег. Преподобный Савва употребил дар отца на постройку церквей. В ответ на просьбу родителей навестить их он ответил советом также принять монашество: «Веру имей, отче,? писал он,? что, оставив земное цар- ство, ты приобретешь Небесное; если же презришь слова мои, не надейся увидеть меня в этой временной жиз- ни». Под влиянием сына Стефан Неманя и его жена Анна ушли в монастырь. Престол перешел к стар- шему сыну Немани, тоже Стефану. При постриге Стефан получил имя Симеон, а его жена?Анастасия. В 1197 году святой Симеон пришел на Афон к сыну. Он сделал богатый вклад в Ватопед и другие святогор- |
ские монастыри. К тому времени
святой Симеон был уже стар и слаб, поэтому преподобный Савва стал работать с особым усердием за себя и за отца. Преподобные Савва и Симеон
обновили Ватопед, построили там несколько церквей. На их средства были отремонтированы и украшены многие афонские храмы. По просьбе святого Саввы греческий император Алексий Ш передал в собственность сербского княжеского дома неболь- шой запустелый монастырь Хилен- дар, и с того времени началась новая страница в его истории. Святой Сав- ва отреставрировал и расширил древ- ний храм обители, построенный в честь Благовещения Пресвятой Бого- родицы; вокруг монастыря построил крепостную стену с высоким пиргом (башней). Внутри стен он устроил кельи для иноков, а все здания монастыря обновил и украсил. Свя- той Савва купил земли, расположен- ные вокруг обители, и несколько других монастырей присоединил к Хилендару. Так был создан на Афоне еще один славянский монастырь. Святым Саввой было положено
основание хилендарской библиотеки. Материально обеспеченный и про- славленный подвигами своего перво- го игумена, святого Саввы,Хилендар надолго сделался средоточием хри- стианского просвещения для славян. Игумен Савва написал для иноков устав, который включал и порядок службы, и порядок жизни и управле- ния монастырского. Устав святого Саввы гласит, что Хилендар должен быть общежительным монастырем. Монахам не позволяется иметь ника- кой собственности, пищею должно пользоваться в общей трапезной в установленное время, одежду также получать только от монастыря. Каж- дый день братия должны исповедо- вать свои грехи духовнику. Тем, кто чувствует себя свободным от нечи- стых помыслов, от гнева, ропота, памятозлобия, разрешалось приоб- щаться Святых Тайн три раза в неделю. Иноки Хилендарского мона- стыря доныне живут по уставу свято- го Саввы. Когда внешняя и внутренняя
жизнь монастыря была устроена, свя- той Савва решил исполнить свое давнее желание жить в безмолвии. |
||
|
|||