|
|||
13-й день
|
559
|
||
|
|||
железные вериги. В Лазаревом мона-
стыре его часто посещал блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, по прозванию Большой Колпак (1"1589; память 3 июля), который предрек преподобному Иринарху достижение высокого духовного совершенства. По повелению явившихся в сон-
ном видении святых страстотерпцев Бориса и Глеба (1"1015; память 2 мая и 24 июля), преподобный Иринарх вернулся в Борисоглебский мона- стырь, где его с радостью встретил новый игумен Варлаам. Однажды, молясь пред иконой
Спасителя и вопрошая Господа о том, как ему спастись, Иринарх услышал слова: «Иди в келлию свою, и будь затворник, и не исходи, и так спа- сешься». Познав волю Божию, препо- добный Иринарх затворился в тесной келлии, где приковал себя железны- ми цепями. Преподобный Иринарх стал но-
сить множество медных крестов, со временем их число возрастало; на голову подвижник надевал тяжелый обруч. Спал он на голом полу не более трех часов в сутки, остальное время посвящал молитве и трудам: вязал «свитки» (широкие верхние одежды), делал клобуки, шил одежду для ни- щих. Полученное подаяние он разда- вал бедным. Некоторые иноки стре- мились подражать подвигам святого, но нашлись и завистники, которые оклеветали его перед игуменом. Пре- подобный Иринарх вынужден был удалиться в монастырь праведного Лазаря, но через год игумен раскаял- ся и уговорил его вернуться. Тяжкими и долгими подвигами
духовное зрение преподобного Ири- нарха очистилось для принятия Бо- жественных откровений. Однажды в тонком сне он увидел разорение Москвы польско-литовским воин- ством. По повелению игумена препо- добный Иринарх отправился в Москву и возвестил о том царю Василию Иоанновичу Шуйскому (1606?1610). После возвращения из столицы он вновь затворился в своей келлии и стал усердно молиться о спасении Русской земли. Во время польско-литовской
интервенции захватчики несколько раз приходили в Борисоглебский монастырь, и всякий раз преподоб- ный Иринарх безбоязненно обличал |
греховность их действий и убеждал
оставить пределы Российские. Поль- ский полководец Сапега, желая уви- деть святого подвижника, приехал в Борисоглебский монастырь. После беседы с преподобным Йринархом Сапега сказал: «Я такого батька ни- где не нашел: ни здесь, ни в иных землях...» ? и велел не разорять оби- тель. Святого Иринарха посещали и другие польские военачальники. Один из них, Иван Каменский, по совету старца вместе со своим отря- дом вернулся в Польшу. Сапега же и другие, пренебрегшие советами пре- подобного Иринарха, сложили свои головы на Русской земле. В тяжелое лихолетье Смутного времени препо- добный Иринарх вдохновлял соотече- ственников на ратный подвиг, вселял в них уверенность в победе русского оружия. Он благословил приезжав- ших к нему воевод Скопина- Шуйского, Минина и князя Димитрия Пожарского и предсказал им победу: «Увидите над собой славу Божию». Для поддержки надежды на милость Господа преподобный посылал им просфоры и свои кресты. После осво- бождения Москвы князь Димитрий Михайлович Пожарский в благодар- ность за помощь освободил Борисо- глебский монастырь и поселян вокруг него от сборов на ополчение. 30 лет провел преподобный Ири-
нарх в строгом затворе. Господь еще в этой жизни прославил его дарами прозорливости и чудотворений. Мно- гие больные и одержимые по его молитве получали исцеления. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников Александра и Корнилия, преподал им последнее наставление: «...проводите свою жизнь в трудах и молитве, посте и бдении.... во взаимной любви... оказы- вая всем послушание и покорность...» После кончины преподобного
Иринарха (Т1616) исцеления совер- шались от возложения на больных его вериг и многочисленных медных кре- стов, а также от прикладьтания к больным местам земли с могилы святого. Житие и чудеса преподобного
Иринарха-затворника описаны его учеником?иноком Борисоглебского монастыря Александром, который подвизался с преподобным в течение 30 лет. |
||
|
|||