13-й день
559
железные вериги. В Лазаревом мона-
стыре его часто посещал блаженный
Иоанн, Христа ради юродивый, по
прозванию Большой Колпак (1"1589;
память 3 июля), который предрек
преподобному Иринарху достижение
высокого духовного совершенства.
По повелению явившихся в сон-
ном видении святых страстотерпцев
Бориса и Глеба (1"1015; память 2 мая
и 24 июля), преподобный Иринарх
вернулся в Борисоглебский мона-
стырь, где его с радостью встретил
новый игумен Варлаам.
Однажды, молясь пред иконой
Спасителя и вопрошая Господа о том,
как ему спастись, Иринарх услышал
слова: «Иди в келлию свою, и будь
затворник, и не исходи, и так спа-
сешься». Познав волю Божию, препо-
добный Иринарх затворился в тесной
келлии, где приковал себя железны-
ми цепями.
Преподобный Иринарх стал но-
сить множество медных крестов, со
временем их число возрастало; на
голову подвижник надевал тяжелый
обруч. Спал он на голом полу не более
трех часов в сутки, остальное время
посвящал молитве и трудам: вязал
«свитки» (широкие верхние одежды),
делал клобуки, шил одежду для ни-
щих. Полученное подаяние он разда-
вал бедным. Некоторые иноки стре-
мились подражать подвигам святого,
но нашлись и завистники, которые
оклеветали его перед игуменом. Пре-
подобный Иринарх вынужден был
удалиться в монастырь праведного
Лазаря, но через год игумен раскаял-
ся и уговорил его вернуться.
Тяжкими и долгими подвигами
духовное зрение преподобного Ири-
нарха очистилось для принятия Бо-
жественных откровений. Однажды в
тонком сне он увидел разорение
Москвы польско-литовским воин-
ством. По повелению игумена препо-
добный Иринарх отправился в
Москву и возвестил о том царю
Василию Иоанновичу Шуйскому
(1606?1610). После возвращения из
столицы он вновь затворился в своей
келлии и стал усердно молиться о
спасении Русской земли.
Во время польско-литовской
интервенции захватчики несколько
раз приходили в Борисоглебский
монастырь, и всякий раз преподоб-
ный Иринарх безбоязненно обличал
греховность их действий и убеждал
оставить пределы Российские. Поль-
ский полководец Сапега, желая уви-
деть святого подвижника, приехал в
Борисоглебский монастырь. После
беседы с преподобным Йринархом
Сапега сказал: «Я такого батька ни-
где не нашел: ни здесь, ни в иных
землях...» ? и велел не разорять оби-
тель. Святого Иринарха посещали и
другие польские военачальники.
Один из них, Иван Каменский, по
совету старца вместе со своим отря-
дом вернулся в Польшу. Сапега же и
другие, пренебрегшие советами пре-
подобного Иринарха, сложили свои
головы на Русской земле. В тяжелое
лихолетье Смутного времени препо-
добный Иринарх вдохновлял соотече-
ственников на ратный подвиг, вселял
в них уверенность в победе русского
оружия. Он благословил приезжав-
ших к нему воевод Скопина-
Шуйского, Минина и князя Димитрия
Пожарского и предсказал им победу:
«Увидите над собой славу Божию».
Для поддержки надежды на милость
Господа преподобный посылал им
просфоры и свои кресты. После осво-
бождения Москвы князь Димитрий
Михайлович Пожарский в благодар-
ность за помощь освободил Борисо-
глебский монастырь и поселян вокруг
него от сборов на ополчение.
30 лет провел преподобный Ири-
нарх в строгом затворе. Господь еще в
этой жизни прославил его дарами
прозорливости и чудотворений. Мно-
гие больные и одержимые по его
молитве получали исцеления. Ему
был открыт день кончины, и он,
призвав своих учеников Александра
и Корнилия, преподал им последнее
наставление: «...проводите свою
жизнь в трудах и молитве, посте и
бдении.... во взаимной любви... оказы-
вая всем послушание и покорность...»
После кончины преподобного
Иринарха (Т1616) исцеления совер-
шались от возложения на больных его
вериг и многочисленных медных кре-
стов, а также от прикладьтания к
больным местам земли с могилы
святого.
Житие и чудеса преподобного
Иринарха-затворника описаны его
учеником?иноком Борисоглебского
монастыря Александром, который
подвизался с преподобным в течение
30 лет.