![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
590
|
Месяц январь
|
||
|
|||
В это время померкло солнце, и
непроницаемая мгла покрыла Мцхе- та. Царь внезапно ослеп, а поражен- ная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвраще- нии дневного света, но тщетно. Тогда устрашенные воззвали к Богу, Кото- рого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и засияло солнце. Царь Мириан, исцеленный святой
Ниной от слепоты, принял Святое Крещение вместе со своей свитой. В 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии. Летописи повествуют, что святой
Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и на этом месте воздвигли первый в Гру- зии христианский храм (вначале де- ревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, имену- емый Светицховели, что означает «Животворящий Столп»), К тому времени, с помощью ви-
зантийского императора Константи- на (306?337), приславшего по прось- бе царя Мириана в Грузию епископа, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочи- лось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенны- ми. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Мно- гие из них приняли Святое Креще- ние. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и посе- лилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребы- вая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вме- сте со своими царедворцами и множе- ством народа. |
Совершив свое апостольское слу-
жение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей по- клониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уд- жармской, послужил основанием жи- тия святой Нины. Благоговейно приобщившись Свя-
тых Тайн, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов). Царь, духовенство и народ, скорбя
о кончине святой Нины, хотели пере- нести ее честное тело в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроб подвижницы с из- бранного его места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342? 364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого вели- комученика Георгия; позднее здееь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцеле- ниями и чудесами. Грузинская Пра- вославная Церковь, с согласия Анти- охийского Патриархата, наименова- ла просветительницу Грузии равно- апостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 ян- варя, в день ее блаженной кон- чины. |
||
|
|||