626
Месяц январь
и воскресные школы, заботился о
повышении образования духовенст-
ва. С июля 1863 года он - на Влади-
мирской кафедре. Все духовные ака-
демии избрали его почетным членом,
а СПДА удостоила и звания доктора
богословия,
В 1866 году по прошению святи-
тель был уволен на покой в Успен-
скую Вышенскую пустынь Тамбов-
ской епархии. Время после богослу-
жения и молитвы святитель Феофан
посвящал письменным трудам. По-
сле Пасхи 1872 года он ушел в затвор.
Святитель совершал богослужения,
занимался литературно-богослов-
скими трудами (истолкованием Свя-
щенного Писания и переводом тво-
рений древних отцов и учителей),
писал много писем. Он отмечал:
«Писать - это служба Церкви нуж-
ная... Лучшее употребление дара
писать и говорить есть обращение
его на вразумление грешников».
Святитель Феофан оказал глубо-
кое влияние на духовное возрождение
общества. Его учение подобно учению
святого старца Паисия Величковско-
го, особенно рассуждения о старчест-
ве и умной молитве. Наиболее значи-
тельные труды святителя - «Письма о
христианской жизни», «Добротолю-
бие» (перевод), «Толкование апос-
тольских посланий», «Начертание
христианского нравоучения».
Святитель Феофан мирно скон-
чался 6 января 1894 года, в празд-
ник Крещения Господня; при облаче-
нии на лице его просияла блаженная
улыбка. Он был погребен в Казан-
ском соборе Вышенской пустыни. В
1988 году святитель Феофан, Затвор-
ник Вышенский, прославлен в лике
святых.
\*