2-й день
71
сказал отцу Пахомию: «Я предал себя,
отче святый, Истинному Врачу душ и
телес?Господу нашему Иисусу Хри-
сту и Пречистой Его Матери...»,?и
попросил, чтобы его причастили Свя-
тых Тайн. Тогда же святому Прохору
было видение: в несказанном свете
явилась Матерь Божия в сопровожде-
нии святых апостолов Петра и Иоан-
на Богослова. Указав рукой на боль-
ного, Пресвятая Дева сказала Иоан-
ну: «Сей?от рода нашего». Затем
Она коснулась жезлом бока больного,
и тотчас жидкость, наполнявшая те-
ло, стала вытекать через образовав-
шееся отверстие, и он быстро попра-
вился. Вскоре на месте явления Бо-
жией Матери была построена боль-
ничная церковь, один из приделов
которой был освящен во имя препо-
добных Зосимы и Савватия, Соловец-
ких чудотворцев. Престол для приде-
ла святой Прохор соорудил из кипа-
рисового дерева и всегда приобщался
Святых Тайн в этой церкви.
Пробыв восемь лет послушником
в Саровской обители, он принял ино-
ческий постриг с именем Серафим
(евр.?пламенный), столь удачно вы-
ражающим его подлинно пламенную
любовь к Богу и стремление ревно-
стно Ему служить. Через год препо-
добный Серафим был посвящен в сан
иеродиакона. Горя духом, он еже-
дневно служил в храме. Господь спо-
добил преподобного благодатных ви-
дений: неоднократно он видел святых
Ангелов, сослужащих братии. Осо-
бенного благодатного видения препо-
добный сподобился во время Боже-
ственной Литургии в Великий Чет-
верг, которую совершали настоятель
отец Пахомий и старец Иосиф. Когда
после пения тропарей преподобный
произнес: «Господи, спаси благоче-
стивыя»,? и, стоя в царских вратах,
навел орарь на молящихся с возгла-
сом «и во веки веков», внезапно его
осенил светлый луч. Подняв глаза,
преподобный Серафим увидел Госпо-
да Иисуса Христа, идущего по возду-
ху от западных дверей храма, в
окружении Небесных Бесплотных
Сил. Дойдя до амвона, Господь благо-
словил всех молящихся и вступил в
местный образ справа от царских
врат. Преподобный Серафим в духов-
ном восторге не мог ни слова прогово-
рить, ни сойти с места. Его увели под
руки в алтарь, где он простоял еще
три часа, меняясь в лице от озарив-
шей его великой благодати. После
видения преподобный усилил подви-
ги: днем он трудился в обители, а
ночи проводил в молитве в лесной
пустынной келлии.
В 1793 году, в возрасте 39 лет,
преподобный Серафим был рукополо-
жен в сан иеромонаха. После кончи-
ны настоятеля, отца Пахомия, пре-
подобный Серафим, имея его
предсмертное благословение на но-
вый подвиг?пустынножительство,
взял также благословение у нового
настоятеля отца Исайи и ушел в
пустынную келлию в нескольких ки-
лометрах от монастыря, в глухом
лесу. Здесь он стал предаваться уеди-
ненным молитвам, приходя в обитель
лишь в субботу, перед всенощной и
возвращаясь к себе в келлию после
Литургии, за которой причащался
Святых Тайн. Свое келейное молит-
венное правило преподобный Сера-
фим совершал по уставу древних
пустынножителей; со Святым Еван-
гелием никогда не расставался, про-
читывая в течение недели весь Но-
вый Завет, читал также святоотече-
ские и Богослужебные книги. Около
келлии он развел огород и устроил
пчельник. Сам себе добывая пропита-
ние, преподобный держал очень стро-
гий пост, ел один раз в сутки, а в
среду и пятницу воздерживался от
пищи. В первую неделю Святой Че-
тыредесятницы он не принимал пи-
щи до субботы, когда причащался
Святых Тайн.
Святой старец в уединении ино-
гда настолько погружался во внутрен-
нюю сердечную молитву, что подолгу
оставался неподвижным, ничего не
слыша и не видя вокруг. Навещав-
шие его изредка пустынники?
схимонах Марк Молчальник и иеро-
диакон Александр, застав святого в
такой молитве, с благоговением уда-
лялись. Около трех лет преподобный
питался только одной травой снитью,
которая росла вокруг его келлии. К
нему все чаще стали приходить,
кроме братии, миряне?за советом и
благословением. Это нарушало его
уединение. Испросив благословение
настоятеля, преподобный прекратил
к себе доступ мирянам, а затем и всем
остальным, получив знамение, что
Господь одобряет его мысль о полном
безмолвии. По молитве преподобного,