72
Месяц январь
дорогу в его пустынную келлию пре-
градили огромные сучья вековых со-
сен. Теперь только птицы, слетавши-
еся во множестве к преподобному, и
дикие звери посещали его.
Видя подвиги преподобного Сера-
фима, диавол навел на святого мыс-
ленную брань?упорное продолжи-
тельное искушение. Для отражения
натиска врага преподобный Серафим
усугубил труды, взяв на себя подвиг
столпничества. Каждую ночь он под-
нимался на огромный камень в лесу и
молился с воздетыми руками, взывая:
«Боже, милостив буди мне грешно-
му». Днем же он молился в келлии на
другом камне, который принес из
леса. Так молился преподобный 1000
дней и ночей. Диавол, посрамленный
преподобным, задумал умертвить его
и наслал разбойников. У преподобно-
го, работавшего на огороде, был в
руках топор, но он не стал оборонять-
ся, вспомнив слова Господа: «Взяв-
шие меч, мечом погибнут» (Мф. 26,
52). Разбойники нещадно били препо-
добного, проломили ему голову, сло-
мали несколько ребер. Все сокрушив
в келлии и ничего не найдя в ней,
кроме иконы и нескольких картофе-
лин, они устыдились своего злоде-
яния и ушли. Преподобный, придя в
сознание, дополз до келлии и, мучи-
тельно страдая, пролежал всю ночь.
Наутро с великим трудом он добрел
до обители. Братия ужаснулись, уви-
дев израненного подвижника. Восемь
суток пролежал преподобный, стра-
дая от ран. Царица Небесная явилась
ему в тонком сне с апостолами Пет-
ром и Иоанном. Коснувшись головы
преподобного, Пресвятая Дева даро-
вала ему исцеление. После этого
преподобный Серафим провел около
пяти месяцев в обители, а затем
вновь ушел в пустынную келлию.
Оставшись согбенным, преподобный
ходил, опираясь на посох или топо-
рик, однако своих обидчиков простил
и просил не наказывать. После смер-
ти настоятеля отца Исайи, бывшего с
юности преподобного его другом, он
взял на себя подвиг молчальниче-
ства. Если святому в лесу встречался
человек, он падал ниц и не вставал,
пока прохожий не удалялся. В таком
безмолвии старец провел около трех
лет, перестав посещать обитель в
воскресные дни. Плодом великого
подвижничества явилось для препо-
добного стяжание мира души и радо-
сти о Святом Духе. Преподобный
Серафим впоследствии говорил од-
ному из монахов монастыря: «...ра-
дость моя, молю тебя, стяжи дух ми-
рен, и тогда тысячи душ спасутся
около тебя». Новый настоятель отец
Нифонт предложил отцу Серафиму
или по-прежнему приходить в мона-
стырь по воскресеньям для участия в
Богослужении, или вернуться в оби-
тель. Преподобный избрал последнее,
так как ему стало трудно ходить из
пустыни в монастырь. Весной 1810
года он возвратился в обитель после
пятнадцатилетнего пребывания в пу-
стыни. Не прерывая молчания, он к
этому подвигу прибавил еще и затвор
и, никуда не выходя и никого у себя
не принимая, непрестанно находился
в молитве и Богомыслии. В затворе
преподобный Серафим сподобился от
Бога особых благодатных даров ?
прозорливости и чудотворения. 25
ноября 1825 года Матерь Божия
вместе с празднуемыми в этот день
д в у мя святителями?Климентом
Римским и Петром Александрий-
ским?явилась в сонном видении
старцу и повелела ему вьшти из
затвора.
Преподобный Серафим открыл
двери своей келлии для всех. Старец
видел сердца людей и как духовный
врач исцелял душевные и телесные
болезни молитвой к Богу и благодат-
ным словом. Приходившие к препо-
добному Серафиму за назиданием
чувствовали его великую любовь и с
умилением слушали ласковые слова,
с которыми он обращался к людям:
«радость моя, сокровище мое». Ста-
рец стал посещать свою пустынную
келлию и родник, называемый Бого-
словским, около которого ему выстро-
или маленькую келлию. Выходя из
келлии, старец всегда нес за плечами
котомку, где лежало Евангелие и груз
из камней и песка. На вопросы, зачем
он это делает, святой смиренно отве-
чал: «Томлю томящего меня».
В последний период своей жизни
преподобный Серафим особенно забо-
тился о своем любимом детище?
Дивеевской женской обители. Еще в
сане иеродиакона он сопровождал
покойного настоятеля отца Пахомия
в Дивеевскую общину к настоятель-
нице монахине Александре, великой
подвижнице, и тогда отец Пахомий