84
Месяц январь
малую церковь и насаждать доброде-
тель между домочадцами. Слова свя-
щенника глубоко запали в душу юной
Иулиании, и она свято следовала им
всю свою жизнь. Родители и родствен-
ники мужа полюбили кроткую и при-
ветливую невестку и вскоре ей пору-
чили управление домом.
Домашние заботы не прервали
духовных подвигов праведной Иули-
ании. К теплой и частой молитве она
приучила и своего мужа. Искусно
вышитые пелены она жертвовала в
храмы, а остальную работу продавала
и вырученные деньги раздавала ни-
щим, Благодеяния совершала тайно
от свекра и свекрови; милостыню
посылала по ночам с верной служан-
кой. О вдовах и сиротах она заботи-
лась, как родная мать, своими руками
их омывала, кормила, поила и обши-
вала. Слугам указывала дело, но
была с ними неизменно приветлива,
называла их полным христианским
именем. О проступках слуг никогда
не доносила ни мужу, ни свекру со
свекровью, предпочитая брать вину
слуг на себя и этим устраняя повод к
раздорам. Бесы, слушая праведницу,
пригрозили ей во сне, что погубят ее,
если не бросит своих благодеяний
ближним. Но внезапно явился некий
угодник Божий с большой книгой и
разогнал врагов, затем благословил
милостивую Иулианию и сказал:
«Дочь моя, мужайся и крепись, и не
бойся бесовских козней! Христос пове-
лел мне защищать тебя от бесов и
злых людей!» Проснувшись, она ясно
увидела светлого мужа, который вы-
шел в дверь и скрылся. Праведная
Иулиания бросилась за ним вслед, но
засовы оказались закрытыми.
Во время великого голода, когда
множество людей умирало, милости-
вая Иулиания, вопреки обычаю стро-
гого постничества, стала брать у
свекрови пищу и тайно раздавать ее
голодным. На недоумение свекрови
она ответила: «Когда я не рожала
детей, мне не хотелось так есть,
теперь же я от родов обессилела. Мне
хочется есть не только днем, а и по
ночам, но я стыжусь просить у тебя
пищи на ночь». Свекровь очень обра-
довалась, что невестка стала есть
больше и начала посылать ей пищу и
на ночь, которую праведница также
раздавала.
Вслед за голодом началась эпиде-
мия болезни, называемой «пострел»
(один из видов язвы, может быть
сибирской, или чумы). Пораженные
ужасом жители запирались в домах и
не пускали к себе заболевших, а
также боялись прикасаться к их одеж-
дам. Но милостивая Иулиания тай-
ком от свекра и свекрови своими
руками мыла в банях больных, лечи-
ла их, как умела, и молила Бога об их
выздоровлении. А когда кто умирал
из сирот и бедняков, она сама обмы-
вала их и нанимала людей для
погребения умерших. Усердно моли-
лась о душе каждого человека, изве-
стного ей или неизвестного, которого
хоронили в селе Лазареве.
Свекор и свекровь праведной
Иулиании умерли в глубокой старо-
сти и, по обычаю наших предков, на
смертном одре постриглись в монаше-
ство. Мужа святой Иулиании не было
в то время дома: он более трех лет
находился на царской службе в
Астрахани. Блаженная Иулиания в
течение 40 дней ставила поминаль-
ные столы для монахов, священни-
ков, вдов, сирот, нищих и посылала
подаяния по тюрьмам.
Праведная Иулиания прожила с
мужем в мире и согласии многие
годы, родила десять сыновей и три
дочери. Четыре сына и две дочери
умерли во младенчестве, а два дру-
гих сына погибли на царской службе.
Уязвленная скорбью праведная
Иулиания непрестанной молитвой
подкрепляла свои душевные силы.
Она стала просить отпустить ее в
монастырь. Юрий Осорьин, человек
грамотный и весьма благочестивый,
читая ей «Луг духовный», обратил
внимание на слова преподобного
Космы отшельника (VI в., память 3
августа): «Не спасут нас ризы чер-
ные, если живем не по-монашески, и
не погубят ризы белые, если творим
Богу угодное. Если кто уходит в
монастырь, не желая заботиться о
детях,? не любви Божией ищет, а
покоя».
Убежденная справедливостью
этих слов, святая Иулиания со смире-
нием покорилась воле Божией, муж
же ее согласился не иметь с ней
супружеского союза и жить как брат с
сестрой. После этого праведная Иули-
ания усилила свои подвиги: по поне-
дельникам и средам вкушала один
раз, по пятницам совсем не принима-