|
|||
19-й день
|
113
|
||
|
|||
гору Фиранскую к преподобному Ан-
тонию Великому и стал его учеником. Долгое время преподобный Макарий подвизался вместе со своим учите- лем, а затем по его благословению удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта), где просиял великими подвигами. Когда преподобный Макарий достиг 40 лет, он был посвящен в сан иеромонаха и получил великий дар исцеления: раз- рушая диавольские козни, он исцелил околдованную молодую женщину, по- мазанием елея излечил от проказы девушку. В это время преподобный Макарий был избран настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. Достигнув высокой степени ду-
ховного совершенства, преподобный получил дар вызывать к жизни умер- ших. Так, например, он посрамил еретика Геранита, смущавшего бра- тию рассуждениями о невозможности воскресения мертвых, воскресив умершего инока; отверз уста одного убитого, получив от него оправдание для невинного человека, обвиняемого в убийстве. Но когда окружающие попросили преподобного узнать имя убийцы, он отказался, сказав: «Мне должно оправдать невинного, но не мое дело карать виновных». Преподобный Макарий поучал
свою паству с глубоким смирением и кротостью. Показывая инокам путь борьбы с соблазнами, он говорил, что заставить диавола отступить и пре- кратить искушение можно не постом (диавол вообще не принимает пищи), не бдением (диавол вообще не спит), а, как ему признался сам диавол, только смирением. В соседнем Келлийском монасты-
ре (недалеко от Нитрийской пустыни) подвизался другой преподобный Ма- карий, называемый Александрий- ским, который часто навещал препо- добного Макария Великого и вместе с ним молился в пустыне (+394?395, память также 19 января). С воцарением императора Вален-
та (364?378), разделявшего ариан- скую ересь, началось гонение на православных. Арианский епископ Лукий занял престол епископа Алек- сандрийского Петра и повелел из- гнать всех иноков из пустыни. Воины схватили обоих старцев и
отвезли их на один из островов |
Средиземного моря, где жили языч-
ники. У жреца острова была бесноватая
дочь, встретившая прибытие препо- добных дикими криками. По молитве преподобных бес вышел из девицы и она обрела разум. Увидев это чудо, отец ее и все жители острова приняли христианство. Узнав об этом, епископ Лукий устыдился и повелел возвра- тить преподобного Макария Великого в его скит, а преподобного Макария Александрийского ? в его монастырь. Вернувшись в обитель, святой
Макарий Великий продолжал нази- дать братию своим высоким приме- ром. Однажды он шел на Нитрийскую гору со своим учеником и приказал ему идти вперед. Через некоторое время ученику повстречался языче- ский жрец, который нес для своих нужд тяжелое бревно. Ученик, зная, что это жрец, в озлоблении крикнул: «Куда идешь, демон?» Оскорбленный жрец избил его и пошел дальше. Через некоторое время он встретил преподобного Макария, который кротко сказал ему: «Бог спасет тебя, труженик». Изумленный жрец спро- сил святого, почему ранее встречен- ный инок оскорбил его, а Макарий приветствует. Преподобный Мака- рий ответил, что труд, который подъ- емлет жрец, неся тяжелое дерево, внушает к нему сочувствие и что Макарий желает спасения его душе. Вступив в беседу с преподобным и
убежденный его проповедью Христа Спасителя, жрец принял монашество и стал иноком. Рассказывая об этом своим ученикам, преподобный Мака- рий заключил: «Злое слово и добрых злыми творит. Доброе же слово и злых соделывает добрыми». Говоря о молитвенном правиле
монахов, преподобный учил, что не нужно многословия, но достаточно искреннего прошения «Господи, яко- же хощеши и якоже веси, помилуй мя» или даже простого взывания «Господи, помилуй». В ответ на просьбу одного инока
сказать слово о пути к спасению, преподобный Макарий повелел ему идти на кладбище и там вслух бра- нить похороненных. Вернувшись с кладбища, инок сказал, что его брань была встречена полным молчанием. Старец приказал еще раз пойти на кладбище и громко восхвалять покой- |
||
|
|||