19-й день
113
гору Фиранскую к преподобному Ан-
тонию Великому и стал его учеником.
Долгое время преподобный Макарий
подвизался вместе со своим учите-
лем, а затем по его благословению
удалился в Скитскую пустыню (в
северо-западной части Египта), где
просиял великими подвигами. Когда
преподобный Макарий достиг 40 лет,
он был посвящен в сан иеромонаха и
получил великий дар исцеления: раз-
рушая диавольские козни, он исцелил
околдованную молодую женщину, по-
мазанием елея излечил от проказы
девушку. В это время преподобный
Макарий был избран настоятелем
(аввой) иноков, живших в Скитской
пустыне.
Достигнув высокой степени ду-
ховного совершенства, преподобный
получил дар вызывать к жизни умер-
ших. Так, например, он посрамил
еретика Геранита, смущавшего бра-
тию рассуждениями о невозможности
воскресения мертвых, воскресив
умершего инока; отверз уста одного
убитого, получив от него оправдание
для невинного человека, обвиняемого
в убийстве. Но когда окружающие
попросили преподобного узнать имя
убийцы, он отказался, сказав: «Мне
должно оправдать невинного, но не
мое дело карать виновных».
Преподобный Макарий поучал
свою паству с глубоким смирением и
кротостью. Показывая инокам путь
борьбы с соблазнами, он говорил, что
заставить диавола отступить и пре-
кратить искушение можно не постом
(диавол вообще не принимает пищи),
не бдением (диавол вообще не спит),
а, как ему признался сам диавол,
только смирением.
В соседнем Келлийском монасты-
ре (недалеко от Нитрийской пустыни)
подвизался другой преподобный Ма-
карий, называемый Александрий-
ским, который часто навещал препо-
добного Макария Великого и вместе с
ним молился в пустыне (+394?395,
память также 19 января).
С воцарением императора Вален-
та (364?378), разделявшего ариан-
скую ересь, началось гонение на
православных. Арианский епископ
Лукий занял престол епископа Алек-
сандрийского Петра и повелел из-
гнать всех иноков из пустыни.
Воины схватили обоих старцев и
отвезли их на один из островов
Средиземного моря, где жили языч-
ники.
У жреца острова была бесноватая
дочь, встретившая прибытие препо-
добных дикими криками. По молитве
преподобных бес вышел из девицы и
она обрела разум. Увидев это чудо,
отец ее и все жители острова приняли
христианство. Узнав об этом, епископ
Лукий устыдился и повелел возвра-
тить преподобного Макария Великого
в его скит, а преподобного Макария
Александрийского ? в его монастырь.
Вернувшись в обитель, святой
Макарий Великий продолжал нази-
дать братию своим высоким приме-
ром. Однажды он шел на Нитрийскую
гору со своим учеником и приказал
ему идти вперед. Через некоторое
время ученику повстречался языче-
ский жрец, который нес для своих
нужд тяжелое бревно. Ученик, зная,
что это жрец, в озлоблении крикнул:
«Куда идешь, демон?» Оскорбленный
жрец избил его и пошел дальше.
Через некоторое время он встретил
преподобного Макария, который
кротко сказал ему: «Бог спасет тебя,
труженик». Изумленный жрец спро-
сил святого, почему ранее встречен-
ный инок оскорбил его, а Макарий
приветствует. Преподобный Мака-
рий ответил, что труд, который подъ-
емлет жрец, неся тяжелое дерево,
внушает к нему сочувствие и что
Макарий желает спасения его душе.
Вступив в беседу с преподобным и
убежденный его проповедью Христа
Спасителя, жрец принял монашество
и стал иноком. Рассказывая об этом
своим ученикам, преподобный Мака-
рий заключил: «Злое слово и добрых
злыми творит. Доброе же слово и
злых соделывает добрыми».
Говоря о молитвенном правиле
монахов, преподобный учил, что не
нужно многословия, но достаточно
искреннего прошения «Господи, яко-
же хощеши и якоже веси, помилуй
мя» или даже простого взывания
«Господи, помилуй».
В ответ на просьбу одного инока
сказать слово о пути к спасению,
преподобный Макарий повелел ему
идти на кладбище и там вслух бра-
нить похороненных. Вернувшись с
кладбища, инок сказал, что его брань
была встречена полным молчанием.
Старец приказал еще раз пойти на
кладбище и громко восхвалять покой-