![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
130
|
Месяц январь
|
||
|
|||
яко мзду за борение, по силе приносит / и верою и
люббвию вопиет ти: / непрестанно моли, к Немуже отшел еси, / Триипостаснаго Бога, Отца и Сына / и от Отца исходящаго Духа Всесвятаго, / в право- славном исповедании твоем сохранйтися во веки/ и от ловйтельства мысленных волков соблюсти/ паству Христову бедствующую. И ныне, Богородичен.
Славословие великое, и прочая.
На Литургии служба святительская.
|
|||
|
|||
Святитель Марк, митрополит
Ефесский, великий исповедник Православия (в миру Еммануил), родился около 1391?1392 года в Константинополе. Родители его про- исходили из знатного и состоятельно- го рода. Отец был диаконом и имел высокий церковный чин «сакелла- рия» храма Святой Софии, Премуд- рости Божией. Мать была дочерью врача. В крещении будущий святи- тель получил имя Мануил (Емману- ил, что означает «с нами Бог»). Первым наставником в науках и
благочестии для Мануила стал его отец. Мальчик настолько преуспевал в учении, что еще в отрочестве изучил вместе с отцом риторику и математику. На 13-м году Мануил лишился отца. Он продолжил учение у знаменитых тогда профессоров в Константинополе?Иоанна Хортас- мена и Георгия Плифона. Благодаря крайней старательности и недюжин- ному уму, будущий исповедник Церкви вскоре сам стал наставником, к которому стекался цвет молодежи. Из числа его учеников вошли в историю Георгий Схоларий и Феодор Агалист. Юный Мануил заслужил звание «Ритора», то есть толкователя Священного Писания в патриаршей церкви. В возрасте 24 лет он получил, по благословению святителя Евфи- мия, Патриарха Константинополь- ского (1410?1416), высокое звание «Вотария Риторов». Еще находясь в миру, Мануил вел строгую подвижни- ческую жизнь, ежедневно молился за Божественной Литургией. Мануил был любимым духовным сыном Пат- риарха Евфимия, после кончины ко- торого составил ему канон и стихиры. Император Мануил II приблизил Ма- |
нуила ко двору, назначив его совет-
ником и редактором своих писаний. Преемник императора Мануила Иоанн VIII также глубоко почитал святого; об этом можно судить на основании того, что ряд со- чинений Мануил написал по его просьбе. Стремясь к подвигу иночества,
Мануил в 1418 году оставил столицу и отправился на остров Антигон (при входе в Никомидийский залив). Ду- ховным отцом и наставником Ману- ила стал игумен Симеон, совершив- ший его иноческий постриг с именем Марк. Жизнь на острове Антигон прохо-
дила в постоянном напряжении и тревоге, в ожидании турецких набе- гов. В этих условиях подвижникам было нелегко сохранять спокойствие, сосредоточенность и молчание. По- этому вместе с духовным отцом свя- той Марк возвратился в Константи- нополь. Здесь, в знаменитой Манган- ской обители, он всецело предался подвижничеству. Рассказывая о иерейском служе-
нии святого Марка, его биограф и родной брат Иоанн Евгеник свиде- тельствует: когда тот приносил Бес- кровную Жертву Богу, то казался весь исполнен света, весь посвящен Богу, как бы восхищен от земли, подобно ангелу. После смерти престарелого митро-
полита Ефесского Иоасафа в 1437 го- ду, святой Марк был по указу импе- ратора Иоанна VIII возведен на Ефесскую кафедру. «Он принял высо- кий духовный сан единственно для защиты Церкви своим словом,? говорит Георгий Схоларий,? Церкви нужна была вся сила его слова, чтобы |
||
|
|||