![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
19-й день
|
131
|
||
|
|||
удержаться от совращения, в которое
влекли ее нововводители». Приняв Ефесскую митрополию,
святитель Марк недолго был со своей паствой: 24 ноября 1437 года, в соста- ве многочисленной делегации, он отправился в Италию на Ферраро- Флорентийский Собор. Святитель Марк жаждал подвиж-
нической жизни в отшельничестве и молчании, как этого некогда желал святитель Григорий Богослов. Но Промысл Божий готовил ему, как и святому Григорию Богослову, долгий и трудный путь борьбы за чистоту Православия; ему было суждено и пламенными речами, и тончайшими богословскими силлогизмами обли- чать заблуждения и отстаивать исти- ну православных догматов. Собор по вопросу соединения Вос-
точной и Западной Церквей был торжественно открыт в кафедраль- ном храме Феррары 9 апреля 1438 го- да. Патриарх Константинопольский по болезни не присутствовал на от- крытии. Слово святителя Марка Папе
Римскому Евгению IV на открытии Собора свидетельствует, что святи- тель Марк жаждал единства Церкви, верил в возможность Унии, искал единения с латинянами, но единения истинного, основанного на единстве веры и древней богослужебной прак- тики. Святитель Марк подчеркивал, что чистота Православия должна быть сохранена и что переговоры могут окончиться неуспехом, если Рим не пойдет на известные уступки, отказавшись от тех новшеств, неизве- стных Древней Церкви, которые бы- ли введены в догматику и богослу- жебную практику Западной Церкви и явились причиной раскола между двумя Церквами. Последующие прения по вопросу
чистилища между православными и латинскими богословами, во время которых неоднократно выступал свя- титель Марк Ефесский, ни к чему не привели и закончились 17 июля 1438 года, когда православные пред- ставители, после своих внутренних совещаний, после тщательного и долгого обсуждения вопроса, вынесли следующее заявление о православном веровании в участь душ после смер- ти: «Души праведных наслаждаются немедленно после смерти (следова- |
тельно, до воскресения тел) всем тем
блаженством, которое души способны воспринять без тела, но после воскре- сения еще нечто прибавится к этому блаженству, именно?прославление тела, которое возсияет, как солнце». (Между тем как латиняне учили,
что души праведных сразу же вос- принимают полное блаженство после своей смерти, независимо от воскре- сения тела.) Святитель Марк опроверг доводы
латинян и привел ряд аргументов, говорящих против существования очистительного огня. «Мы утверждаем,?сказал святи-
тель Марк,? что ни праведные еще не восприняли полностью свой удел и оное блаженное состояние, к которому они себя здесь уготовали чрез дела, ни грешные, после смерти, не были отведены в вечное наказание, в кото- ром будут вечно мучиться; но и то и другое необходимо должно быть после последнего того дня Суда и воскресе- ния всех; ныне же ? и те, и другие находятся в свойственных им местах; первые?в совершенном покое и сво- бодными находятся на Небе с Ангела- ми и пред Самим Богом, и уже как бы в раю, и часто нас посещают в тех храмах, где их почитают, и слушают призывающих их и молятся за них Богу, прияв от Него этот изрядный дар, и чрез свои мощи творят чуде- са... вторые же, в свою очередь, заключенные в аду, пребывают «в темных и сени смертней, в рове преисподнем», как говорит Давид и затем Иов». После того, как между православ-
ными и латинянами не было достиг- нуто соглашения по первому обсуж- даемому вопросу?вопросу о чисти- лище, и после того, как прошло несколько месяцев в бездействии, было решено перейти к важнейшему пункту расхождения между двумя Церквами, именно?к вопросу «Р1П- одие» («РШосше» ? «и от Сына»; уче- ние Римско-Католической Церкви об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына). На 5-м заседании, 16 октября,
святитель Марк Ефесский привел данные в подкрепление своего утвер- ждения, что вносить латинянам в Символ Веры прибавление «РШос^ие» было непозволительно. Он привел то определение о запрещении изменять |
||
|
|||