![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
132
|
Месяц январь
|
||
|
|||
Символ Веры, которое было вынесено
Отцами Третьего Вселенского Собора. В начале января 1439 года состо-
ялось последнее заседание Собора в Ферраре, на котором была прочитана папская булла о перенесении Собора во Флоренцию. Если в Ферраре святитель Марк
Ефесский пользовался поддержкой ученого Виссариона, митрополита Никейского, а затем и Исидора, мит- рополита Киевского, и сам император был на стороне ревнителей Правосла- вия,?то во Флоренции картина из- менилась. Первоначальная тенден- ция греческих иерархов сохранить Православие во всей его чистоте и склонить латинян к Унии, убедив их, что они неправильно понимают дог- маты, в которых расходятся с право- славными, сменилась поисками ком- промиссных, половинчатых решений и зыбких догматических определе- ний. «Найти нечто среднее»?стало основой богословских исканий грече- ских представителей. Святитель Марк Ефесский остался по существу в одиночестве. Приняв латинское учение о «РШ-
оаие», православные представители на Флорентийском Соборе вынужде- ны были (отчасти под давлением политических обстоятельств, ввиду угрозы турок Константинополю) пой- ти на компромиссы и по другим вопросам. 5 июля 1439 года они подписали
Флорентийскую унию. Святой Марк был единственным участником Собо- ра, не поставившим своей подписи под актом Унии. 1 февраля 1440 года святитель
Марк возвратился в Константино- поль. Недолго пробыв в столице, 15 мая он отправился в Ефес, находив- шийся под властью турок. Здесь свя- той Марк всецело отдался трудам по устройству своей разоренной епар- хии, обращая заблудших, рукопола- гая священников, предстательствуя перед властями за обездоленных. Все эти труды, в условиях турецкого владычества, были весьма тяжки для святителя. Между тем болезнь его значительно усугубилась. Святитель Марк решил добраться до Святой Горы Афонской, чтобы там в уеди- ненной келлии провести остаток |
своей жизни. Когда корабль, везший
святителя, пристал к острову Лимно- су, одному из немногих островов, еще находившихся во владении Визан- тии, святитель Марк был опознан властями и, согласно имевшемуся распоряжению императора, заключен в крепость. Святитель Марк пробыл 2 года в заключении, страдая от болезни, жестокого климата и много- численных лишений. Турецкий флот пытался захватить остров, но неудач- но. Свое неожиданное избавление от осаждавших остров турок жители Лимноса объясняли молитвенным предстательством святителя Марка, ибо их спасение началось от того места (крепости Мундрос), где святи- тель пребывал в заточении. В послании к игумену Ватопед-
ского монастыря на Афоне, напиеан- ном в конце 1440 года или в начале 1441 хода, святитель Марк сообщает об утешении, которое он обрел в сво- их тяготах: находившиеся проездом несколько афонских иноков стара- лись духовно укрепить его. В августе (или октябре) 1442 года,
в день памяти святых седми Ефесских отроков, святитель Марк -был освобожден по распоряжению императора. Святой Марк в стихотво- рении по этому случаю благодарит святых Ефесских отроков, память которых совершается 4 августа и 22 октября. Вернувшись в Константинополь,
святитель Марк прожил здесь послед- ние два года жизни. Божий Промысл судил ему быть борцом за Правосла- вие до последнего его часа. В 1444 го- ду, в возрасте 52 лет, святитель Марк Ефесский преставился ко Господу. В надгробном слове святителю
Марку Георгий Схоларий сказал: «Я могу свидетельствовать о праведно- сти усопшего отца нашего, что,буду- чи еще юношей, и прежде чем он умертвил свою плоть о Христе, он был уже праведнее пустынножительству- ющих отшельников, и что, отбросив от себя все мирское для Христа и приняв иго послушания Богу, он никогда не уклонился от него, никог- да не увлекся суетою мира сего, не прельщался временною славою его и до самой смерти сохранил пламенную любовь ко Христу», |
||
|
|||