202
Месяц январь
Богородичен: Надежда наша непостыдная,/
надежда твердая, и стена непоколебимая,/ и
покров, и Помощнице буди ми, Всенепорбчная,
надеющемуся на Тя,/ на Тя бо возлагаю, Чистая,
всю надежду спасения моего.
Преподобный Евфимий Архан-
гелогородский. О преподобном Ев-
фимий Архангелогородском ничего
не было известно до обретения его
мощей 7 июля 1643 года.
Житель города Холмогоры кузнец
Остафей Трофимов, роя яму для
установления кузнечного горна во
дворе своего боярина князя Юрия
Петровича Буйносова-Ростовского,
обнаружил гроб, который принял за
клад. Пытаясь выкопать его, Остафей
позволил себе «выговорить невежли-
во», за что был поражен болезнью
(расслаблением). Остафей рассказал
о происшедшем, молился у гроба
и получил исцеление. Боярин
Ю. П. Буйносов и другие лица, быв-
шие свидетелями происшедшего, по-
няли, что они обрели мощи неизве-
стного им чудотворца. Впоследствии
у гроба святого стали совершаться
чудесные исцеления. Мощи его были
перенесены в Архангельскую церковь
в честь Происхождения Честнаго
Креста Господня. Боярин Ю. П. Буй-
носов построил над ними гробницу, к
которой собирался народ для поклоне-
ния и моления об исцелениях. У гроба
совершались молебны со звоном и
панихиды; местное духовенство с
усердием исполняло беспрерывное
торжественное почитание новоявлен-
ного чудотворца. В 1644 году старец
Архангельского монастыря Иосиф со-
ставил и подал боярину Буйносову
«опись» о чудесах преподобного,а бо-
ярин устроил «роспрос», свидетеля-
ми которого явились некоторые ду-
ховные лица Архангельска. В резуль-
тате были собраны устные и письмен-
ные свидетельства о чудесах препо-
добного. Из этих рассказов удается по
крупицам собрать сведения о лично-
сти преподобного. Некоторым лицам
он являлся во сне, но не называл
имени, хотя обычно указывал место-
нахождение своих мощей, так что
было ясно, что это именно и есть но-
воявленный чудотворец. Имя препо-
добного Евфимия услышали только
Козма Игнатьев, служитель Архан-
гельского монастыря, и некая Ксения
из Емецкого погоста. Остальные или
не расслышали, или забыли, или им
вовсе не было сказано. Внешность и
одежду преподобного все они описы-
вают согласно: это был человек высо-
кого роста, с длинной с проседью
бородой и с темными волосами. Он
являлся в иноческой одежде, или в
светлых сверкающих ризах (только
один человек видел его в «срачице и
портцах»). Еремею Нестерову он сооб-
щил, что «преставился тому 120 лет».
Вот и все скудные данные о личности
преподобного Евфимия. Однако по-
читание чудотворца продолжалось.
В 1829 году на основании «дела об
обретении мощей» (записей рассказов
о чудесах) была написана служба (см.
в ркп. 1829 г., БАН, Арх. Д. 509).
L в
ТОЙЖЕ
ДЕНЬ
Преподобнаго Евфимия схимника,
в Дальних пещерах почивающаго
Тропарь, глас 4:
Е вфймие всечестне, / преподобным единоревнй-
телю и Ангелом собеседниче, / получйвый с
ними житием своим чистым и безмолвным вечная