|
|||
202
|
Месяц январь
|
||
|
|||
Богородичен: Надежда наша непостыдная,/
надежда твердая, и стена непоколебимая,/ и покров, и Помощнице буди ми, Всенепорбчная, надеющемуся на Тя,/ на Тя бо возлагаю, Чистая, всю надежду спасения моего. |
|||
|
|||
Преподобный Евфимий Архан-
гелогородский. О преподобном Ев- фимий Архангелогородском ничего не было известно до обретения его мощей 7 июля 1643 года. Житель города Холмогоры кузнец
Остафей Трофимов, роя яму для установления кузнечного горна во дворе своего боярина князя Юрия Петровича Буйносова-Ростовского, обнаружил гроб, который принял за клад. Пытаясь выкопать его, Остафей позволил себе «выговорить невежли- во», за что был поражен болезнью (расслаблением). Остафей рассказал о происшедшем, молился у гроба и получил исцеление. Боярин Ю. П. Буйносов и другие лица, быв- шие свидетелями происшедшего, по- няли, что они обрели мощи неизве- стного им чудотворца. Впоследствии у гроба святого стали совершаться чудесные исцеления. Мощи его были перенесены в Архангельскую церковь в честь Происхождения Честнаго Креста Господня. Боярин Ю. П. Буй- носов построил над ними гробницу, к которой собирался народ для поклоне- ния и моления об исцелениях. У гроба совершались молебны со звоном и панихиды; местное духовенство с усердием исполняло беспрерывное торжественное почитание новоявлен- ного чудотворца. В 1644 году старец Архангельского монастыря Иосиф со- ставил и подал боярину Буйносову |
«опись» о чудесах преподобного,а бо-
ярин устроил «роспрос», свидетеля- ми которого явились некоторые ду- ховные лица Архангельска. В резуль- тате были собраны устные и письмен- ные свидетельства о чудесах препо- добного. Из этих рассказов удается по крупицам собрать сведения о лично- сти преподобного. Некоторым лицам он являлся во сне, но не называл имени, хотя обычно указывал место- нахождение своих мощей, так что было ясно, что это именно и есть но- воявленный чудотворец. Имя препо- добного Евфимия услышали только Козма Игнатьев, служитель Архан- гельского монастыря, и некая Ксения из Емецкого погоста. Остальные или не расслышали, или забыли, или им вовсе не было сказано. Внешность и одежду преподобного все они описы- вают согласно: это был человек высо- кого роста, с длинной с проседью бородой и с темными волосами. Он являлся в иноческой одежде, или в светлых сверкающих ризах (только один человек видел его в «срачице и портцах»). Еремею Нестерову он сооб- щил, что «преставился тому 120 лет». Вот и все скудные данные о личности преподобного Евфимия. Однако по- читание чудотворца продолжалось. В 1829 году на основании «дела об обретении мощей» (записей рассказов о чудесах) была написана служба (см. в ркп. 1829 г., БАН, Арх. Д. 509). |
||
|
|||
L в
ТОЙЖЕ
ДЕНЬ |
|||
|
|||
Преподобнаго Евфимия схимника,
в Дальних пещерах почивающаго Тропарь, глас 4:
Е
вфймие всечестне, / преподобным единоревнй-
телю и Ангелом собеседниче, / получйвый с ними житием своим чистым и безмолвным вечная |
|||
|
|||