|
|||
222
|
Месяц январь
|
||
|
|||
монастырь, где принял монашеский
постриг. Своим смирением, крото- стью, трудами на пользу обители он приобрел любовь братии и был избран игуменом, продолжая в этом звании несколько лет трудиться как простой монах. В 633 году святитель Софроний,
будущий Патриарх Иерусалимский (634?644, память 11 марта), твер- дый защитник Православного испо- ведания, побудил преподобного Мак- сима предпринять путешествие в Малую Азию и Северную Африку для борьбы с распространявшейся ересью монофелитов. В Карфагене он имел в 645 году
публичный диспут с монофелитом Пирром, Патриархом Константино- польским, над которым одержал пол- ную победу, так что Пирр признал свое заблуждение и пожелал вручить письменное отречение от ереси Папе Римскому Феодору. В конце 645 года преподобный Максим прибыл в Рим и прожил здесь 8 лет. По инициати- ве преподобного Максима святой Мартин, Папа Римский (649?654), в 649 году созвал в Риме Латеранский Собор епископов, осудивший монофе- литство как ересь и предавший ана- феме его защитников. Когда император Констанс II
(641 ? 668) узнал о решениях Собора, он приказал заключить в узы святого Мартина, Папу Римского, и препо- добного Максима. Над обоими состоялся в 653 году
неправедный суд в Константинополе. Святой Мартин был осужден на ссыл- ку в крымский город Херсонес (ныне окраина Севастополя), где скончался в 655 году (т16 сентября, память 14 апреля). Преподобный Максим и ученик
его, святой Анастасий, с великим мужеством исповедали на суде пра- вославный догмат о двух естествах и двух волях в единой ипостаси Богоче- ловека Христа. Ни уговоры, ни обе- щания высоких почестей, ни угрозы, ни жестокие пытки не смогли скло- нить святого к малейшему отступле- нию от Православия. Святой Анастасий держался на
суде с таким же мужеством, следуя Святой мученик Неофит (!ок.
303?305) родился в г. Никее в благо- честивой семье состоятельных граж- |
примеру учителя. Обоих святых осу-
дили на урезание языка и отсечение правой руки. Приведя приговор в исполнение, святых Максима и Ана- стасия влачили по городу на посме- шище толпы. Было приказано отправить обоих
святых в дальнюю ссылку, но в разные места. По милости Божией над ними совершилось чудо: лишив- шись языка и правой руки, оба сохранили способность говорить и писать. Святой Анастасий по дороге в
ссылку преставился ко Господу. Святой Максим был доставлен к
месту ссылки в город Визию во Фракии. В 661 году его сослали в Колхиду (зап. Грузия). Перед смертью он был утешен явлением ему Спасите- ля, возвестившего о предстоящей кон- чине. С радостью отошел преподоб- ный Максим в Небесные обители 13 апреля (по другим сведениям 13 августа) 662 года. Над могилой Свято- го по ночам чудесно возжигались три светильника и совершалось множе- ство исцелений. Жизнеописание преподобного
Максима Исповедника составил дру- гой его ученик, также по имени Анастасий. VI Вселенский Собор в 680 году
почтил память святого Максима Ис- поведника как великого борца и защитника Православия и предал анафеме монофелитскую ересь. После смерти преподобного Мак-
сима в назидание верующим христи- анам остались его многочисленные экзегетические, догматические и ас- кетические труды: толкование молит- вы Господней и объяснения трудных мест Священного Писания, схолии к сочинениям святителей Дионисия Ареопагита и Григория Богослова, объяснение Богослужения («Мистаго- гия»), изложение догматического дис- пута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам, а также особенно известные «Четыреста глав о любви». Память св. Максима Испо- ведника совершается Западной Цер- ковью 13 августа. В греческих проло- гах 13 августа указывается перенесе- ние его мощей в Константинополь. дан Феодора и Флоренции. С детских
лет отличаясь пламенной верой в Христа Спасителя, он своими молит- |
||
|
|||