222
Месяц январь
монастырь, где принял монашеский
постриг. Своим смирением, крото-
стью, трудами на пользу обители он
приобрел любовь братии и был избран
игуменом, продолжая в этом звании
несколько лет трудиться как простой
монах.
В 633 году святитель Софроний,
будущий Патриарх Иерусалимский
(634?644, память 11 марта), твер-
дый защитник Православного испо-
ведания, побудил преподобного Мак-
сима предпринять путешествие в
Малую Азию и Северную Африку для
борьбы с распространявшейся ересью
монофелитов.
В Карфагене он имел в 645 году
публичный диспут с монофелитом
Пирром, Патриархом Константино-
польским, над которым одержал пол-
ную победу, так что Пирр признал
свое заблуждение и пожелал вручить
письменное отречение от ереси Папе
Римскому Феодору. В конце 645 года
преподобный Максим прибыл в Рим
и прожил здесь 8 лет. По инициати-
ве преподобного Максима святой
Мартин, Папа Римский (649?654), в
649 году созвал в Риме Латеранский
Собор епископов, осудивший монофе-
литство как ересь и предавший ана-
феме его защитников.
Когда император Констанс II
(641 ? 668) узнал о решениях Собора,
он приказал заключить в узы святого
Мартина, Папу Римского, и препо-
добного Максима.
Над обоими состоялся в 653 году
неправедный суд в Константинополе.
Святой Мартин был осужден на ссыл-
ку в крымский город Херсонес (ныне
окраина Севастополя), где скончался
в 655 году (т16 сентября, память 14
апреля).
Преподобный Максим и ученик
его, святой Анастасий, с великим
мужеством исповедали на суде пра-
вославный догмат о двух естествах и
двух волях в единой ипостаси Богоче-
ловека Христа. Ни уговоры, ни обе-
щания высоких почестей, ни угрозы,
ни жестокие пытки не смогли скло-
нить святого к малейшему отступле-
нию от Православия.
Святой Анастасий держался на
суде с таким же мужеством, следуя
Святой мученик Неофит (!ок.
303?305) родился в г. Никее в благо-
честивой семье состоятельных граж-
примеру учителя. Обоих святых осу-
дили на урезание языка и отсечение
правой руки. Приведя приговор в
исполнение, святых Максима и Ана-
стасия влачили по городу на посме-
шище толпы.
Было приказано отправить обоих
святых в дальнюю ссылку, но в
разные места. По милости Божией
над ними совершилось чудо: лишив-
шись языка и правой руки, оба
сохранили способность говорить и
писать.
Святой Анастасий по дороге в
ссылку преставился ко Господу.
Святой Максим был доставлен к
месту ссылки в город Визию во
Фракии. В 661 году его сослали в
Колхиду (зап. Грузия). Перед смертью
он был утешен явлением ему Спасите-
ля, возвестившего о предстоящей кон-
чине. С радостью отошел преподоб-
ный Максим в Небесные обители 13
апреля (по другим сведениям 13
августа) 662 года. Над могилой Свято-
го по ночам чудесно возжигались три
светильника и совершалось множе-
ство исцелений.
Жизнеописание преподобного
Максима Исповедника составил дру-
гой его ученик, также по имени
Анастасий.
VI Вселенский Собор в 680 году
почтил память святого Максима Ис-
поведника как великого борца и
защитника Православия и предал
анафеме монофелитскую ересь.
После смерти преподобного Мак-
сима в назидание верующим христи-
анам остались его многочисленные
экзегетические, догматические и ас-
кетические труды: толкование молит-
вы Господней и объяснения трудных
мест Священного Писания, схолии к
сочинениям святителей Дионисия
Ареопагита и Григория Богослова,
объяснение Богослужения («Мистаго-
гия»), изложение догматического дис-
пута с Пирром, несколько трактатов и
письма к разным лицам, а также
особенно известные «Четыреста глав
о любви». Память св. Максима Испо-
ведника совершается Западной Цер-
ковью 13 августа. В греческих проло-
гах 13 августа указывается перенесе-
ние его мощей в Константинополь.
дан Феодора и Флоренции. С детских
лет отличаясь пламенной верой в
Христа Спасителя, он своими молит-