21-й день
245
Преподобный Максим Грек был
сыном богатого сановника в городе
Арте (Албания). В юности он много
путешествовал, изучая языки и на-
уки во Франции и Италии. В Париже
преподобный Максим обучался у из-
вестного своей ученостью грека Иоан-
на Ласкариса. Свое образование он
довершил во Флоренции и Венеции.
Иночество преподобный Максим
Грек принял на Святой Горе Афон в
Ватопедской обители. Он с увлечени-
ем изучал древние рукописи, остав-
ленные на Афоне иночествовавшими
греческими императорами Андрони-
ком Палеологом (1376?1379) и
Иоанном Кантакузеном (1341 ?
1355). В то время великий князь
Московский Василий III Иоаннович
(1505?1533) пожелал разобраться в
греческих рукописях и книгах своей
матери, Софии Палеолог, и обратился
на Афон с просьбой прислать ученого
монаха. Выбор афонских старцев пал
на преподобного Максима. В 1517
году инок Максим отправился в
Москву и дорогой изучил русский
язык. По прибытии ему было поруче-
но перевести на славянский язык
толкование на Псалтирь, затем толко*
вание на книгу Деяний Апостолов и
несколько богослужебных книг.
Поселившись в Чудовом монасты-
ре в Кремле, преподобный Максим
старался исполнить все поручения, с
усердием устраняя обнаруженные
им неточности в богослужебных кни-
гах.
Митрополит Московский Варлаам
(1511?1521) высоко ценил труды
преподобного Максима. При митропо-
лите Данииле (1522?1539) положе-
ние изменилось.
Митрополит Даниил потребовал,
чтобы преподобный Максим перево-
дил на славянский язык «Церковную
историю» Феодорита. Преподобный
Максим Грек решительно отказался
от этого поручения, указывая на то,
что «в сию историю включены письма
раскольника Ария». С присущей ему
прямотой преподобный Максим обли-
чал установившийся в то время обы-
чай иноков владеть недвижимым
имуществом. Эти обстоятельства вы-
звали недовольство у митрополита
Даниила. Несмотря на возникшие
трудности, преподобный Максим про-
должал трудиться на ниве духовного
просвещения. Он перевел толкования
святителя Иоанна Злотоуста на
Евангелия от Матфея и Иоанна, а
также писал собственные полемиче-
ские сочинения против магометан и
язычников.
Когда великий князь Василий
Иоаннович расторгнул брак с добро-
детельной супругой Соломонией Са-
буровой (в иночестве преподобная
София Суздальская, 1"1542, память
16 декабря), чтобы жениться на Еле-
не Глинской, преподобный Максим
прислал князю «Главы поучительные
к начальствующим правоверных»,
обличая незаконный поступок князя.
За это преподобный Максим в 1525
году был заключен в темницу Симо-
нова монастыря. Неточности, обнару-
женные в переводах, были вменены
преподобному Максиму в вину как
умышленная порча книг. После не-
праведного суда его заточили в Иоси-
фо-Волоколамский монастырь, где со-
держали в тяжелых условиях. Муже-
ственно перенося страдания, препо-
добный стяжал и великую милость
Божию. Ему явился Ангел Господень,
укрепивпгий его словами: «Терпи,
старец! Этими муками избавишься от
вечных мук». Преподобный Максим
написал тогда углем на стенах темни-
цы канон Святому Духу Утешителю,
употребляемый и поныне Церковью.