|
|||
21-й день
|
245
|
||
|
|||
Преподобный Максим Грек был
сыном богатого сановника в городе
Арте (Албания). В юности он много путешествовал, изучая языки и на- уки во Франции и Италии. В Париже преподобный Максим обучался у из- вестного своей ученостью грека Иоан- на Ласкариса. Свое образование он довершил во Флоренции и Венеции. Иночество преподобный Максим Грек принял на Святой Горе Афон в Ватопедской обители. Он с увлечени- ем изучал древние рукописи, остав- ленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами Андрони- ком Палеологом (1376?1379) и Иоанном Кантакузеном (1341 ? 1355). В то время великий князь Московский Василий III Иоаннович (1505?1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился на Афон с просьбой прислать ученого монаха. Выбор афонских старцев пал на преподобного Максима. В 1517 году инок Максим отправился в Москву и дорогой изучил русский язык. По прибытии ему было поруче- но перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толко* вание на книгу Деяний Апостолов и несколько богослужебных книг. Поселившись в Чудовом монасты-
ре в Кремле, преподобный Максим старался исполнить все поручения, с усердием устраняя обнаруженные им неточности в богослужебных кни- гах. Митрополит Московский Варлаам
(1511?1521) высоко ценил труды преподобного Максима. При митропо- лите Данииле (1522?1539) положе- ние изменилось. Митрополит Даниил потребовал,
чтобы преподобный Максим перево- дил на славянский язык «Церковную историю» Феодорита. Преподобный Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария». С присущей ему прямотой преподобный Максим обли- чал установившийся в то время обы- чай иноков владеть недвижимым имуществом. Эти обстоятельства вы- звали недовольство у митрополита Даниила. Несмотря на возникшие трудности, преподобный Максим про- должал трудиться на ниве духовного просвещения. Он перевел толкования |
|
||
святителя Иоанна Злотоуста на
Евангелия от Матфея и Иоанна, а также писал собственные полемиче- ские сочинения против магометан и язычников. Когда великий князь Василий
Иоаннович расторгнул брак с добро- детельной супругой Соломонией Са- буровой (в иночестве преподобная София Суздальская, 1"1542, память 16 декабря), чтобы жениться на Еле- не Глинской, преподобный Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», обличая незаконный поступок князя. За это преподобный Максим в 1525 году был заключен в темницу Симо- нова монастыря. Неточности, обнару- женные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину как умышленная порча книг. После не- праведного суда его заточили в Иоси- фо-Волоколамский монастырь, где со- держали в тяжелых условиях. Муже- ственно перенося страдания, препо- добный стяжал и великую милость Божию. Ему явился Ангел Господень, укрепивпгий его словами: «Терпи, старец! Этими муками избавишься от вечных мук». Преподобный Максим написал тогда углем на стенах темни- цы канон Святому Духу Утешителю, употребляемый и поныне Церковью. |
|||
|
|||