22-й день
275
нии, при впадении речки Жабынки в
Оку. Существует мнение, что старец
Онуфрий и преподобный Макарий?
одно и то же лицо: Онуфрий ? имя
преподобного Макария до принятия
схимы. В начале XVII столетия г. Бе-
лев и его окрестности неоднократно
подвергались разорению от поляков,
вторгшихся тогда в пределы России.
В 1615 году Жабынская пустынь
была разрушена войском пана Лисов-
ского?на ее месте остались развали-
ны. Своим вторым рождением пу-
стынь обязана преподобному Мака-
рию, который после ухода захватчи-
ков вернулся на пепелище родной
обители и принялся за ее восстанов-
ление. Прежде всего он построил
церковь в честь Введения во храм
Пресвятой Богородицы. Как гласит
синодик Жабынской пустыни, препо-
добный Макарий «... монастырь воз-
гради, братию собра...», то есть после
восстановления обители стал первым
ее игуменом.
Для братии преподобный Мака-
рий был не только мудрым наставни-
ком, но и любимым аввою, который
назидал и словом, и примером терпе-
ливой, истинно подвижнической жиз-
ни. Об аскетических подвигах препо-
добного Макария в синодике говорит-
ся: «... в терпении иночески плотию
стражда, мраз, зной во алчбе и жажде
претерпе...». Описатель жития свято-
го, желая отметить высоту духовного
совершенства угодника Божия, гово-
рит, что преподобный Макарий «вра-
га человекоубийцу-диавола под нозе
свои покори». Силу веры преподобно-
го Макария и степень его любви к
ближним показывает следующий слу-
чай из жизни святого. Однажды
преподобный по обычаю- ушел в лес
для уединенной молитвы. Там он
неожиданно увидел умиравшего от
жажды польского воина, который,
очевидно, отстал от своего отряда и
заблудился. Только одно слово мог
прошептать ослабевший от долгих
блужданий человек: «Пить!» Памя-
туя заповедь Господа (Мф. 5,44),
преподобный Макарий не колебался;
уповая на милосердие Божие, он
сотворил молитву и ударил посохом
по земле. Забил источник воды, напо-
ивший жаждущего. Позднее на месте
источника были построены часовня и
две купальни, в которых через омове-
ние исцелялись больные.
преп мшр\и
ЖДКЬШШИ
Незадолго до своей блаженной
кончины преподобный Макарий при-
нял схиму и поселился в верховье
Жабьшки, где в пустынной тишине
предался усиленным подвигам поста
и молитвы. 22 января 1623 года (по
другим источникам, в 1622 году) он
мирно преставился ко Господу. Бра-
тия погребли честное тело святого
наставника около церкви у входа в
обитель. На могиле святого происхо-
дили многие исцеления.
Церковное почитание преподоб-
ного Макария установилось в конце
ХУЛ?нач. XVIII в. В 1764 году,
при императрице Екатерине II, бед-
ные монастыри, не владевшие зем-
лей, были упразднены, в их числе и
Жабынская Введенская пустынь (со-
борный храм обители стал приход-
ским). Из-за неблагоприятных для
обители обстоятельств память о пре-
подобном Макарий померкла и че-
ствование его как всероссийского свя-
того прекратилось. Но преподобный
Макарий призрел свою обитель и спас
ее от запустения. В 1776 году в
Жабынскую пустынь, строения кото-
рой еще не были сломаны, пришли
иноки сгоревшего Успенского Шаров-
ского монастыря Калужской губер-
нии. С того времени началось посте-