23-й день
303
лей, просветитель местных чудских
племен; Иаков Железноборовский
(1"1442, память 11 апреля), Макарий
Писемский (XIV, память 10 января),
Павел Обнорский (11429, память 10
января). По благословению преподоб-
ных Кирилла Белозерского (11427,
память 9 июня), также ученика Аввы
Сергия, и преемника Кирилла ?
Корнилия Комельского, на Костром-
ской земле подвизались впоследствии
преподобные Геннадий Костромской
и Любимоградский (Т1562, память
23 января), Кирилл Новоезерский
(1"1532, память 4 февраля), Адриан
Монзенский ("["1610, память 5 мая),
основатель Благовещенского мона-
стыря на реке Монзе,Ферапонт Мон-
зенский {^\Ш1, память 12 декабря).
Введенскую пустынь основал препо-
добный Иаков Брылинский (иначе
Брылеевский, XV в., память 11 апре-
ля) ? ученик и сподвижник преподоб-
ного Иакова Железноборовского.
В монастыре преподобного Па-
исия Галичского (1"1460, память 23
мая), который обрел Овиновский об-
раз Божией Матери (празднование 15
августа), подвизался Иаков Галич-
ский (в конце XV ? начале XVI в.,
память 7 апреля). В XVI веке препо-
добный Александр Вочский (память
27 марта) основал Преображенский
монастырь на реке Воче.
Святитель Дионисий Суздальский
СЦ384, память 15 октября), спостник
и собеседник Преподобного Сергия
Радонежского, в середине XV века
«послал 12 человек из своей братии в
верхние грады и страны, идеже кого
Бог благословят, для духовного про-
свещения народа и основания оби-
телей». В числе двенадцати был и
преподобный Макарий Унженский
(1"1444, память 25 июля)?основа-
тель трех обителей. Макариево-
Унженский монастырь в XVII веке, в
правление Михаила Феодоровича и
Алексия Михайловича, стал вторым
по значению после Троице-Сергиевой
Лавры. Сюда был назначен игуменом
будущий святитель Митрофан, епис-
коп Воронежский (1'1703 год, память
23 ноября), впоследствии принявший
в схиме имя в честь преподобного
Макария Унженского. Узы духовного
братства связывают преподобного
Макария с преподобным Варнавой
Ветлужским (!1445, память 11 ию-
ня)?основателем Варнавиной оби-
тели, вокруг которой спустя неко-
торое время вырос город Варнавин.
Преподобный Григорий Пелынем-
ский (11142, память 30 сентября)
явился основателем обители на реке
Пелынме. Он положил немало тру-
дов, чтобы примирить враждовавших
между собой русских удельных
князей.
Святитель Иона, Митрополит
Московский и всея Руси (1"1461, па-
мять 15 июня), был родом из Костром-
ской земли. Он начал свои иноческие
подвиги в одном из галичских мона-
стырей.
По благословению святителя
Алексия, Митрополита Московского,
преподобный Пахомий Нерехтский
("^1384, память 23 марта и 15 мая)
основал в Костромском крае обитель
во Имя Святой Троицы.
Ученики Преподобного Сергия
Радонежского, который «был учитель
всем монастырям, иже на Руси»,
просвещая Христовой верой языче-
ские и полуязыческие племена, при-
соединяли их к Русской Православ-
ной Церкви. Из многочисленных вет-
вей духовного генеалогического дре-
ва, имеющего корни в Троице-
Сергиевой Лавре, ветви?Бело-
зерская (от преподобного Кирилла
Белозерского), Комельская (от пре-
подобного Кирилла Комельского),
Железноборовская (от преподобного
Иакова Железноборовского), Нижего-
родская (от святителя Суздальского
Дионисия) ? принесли обильные пло-
ды добротолюбия и молитвы на Ко-
стромской земле.
См.: Святые угодники Божий и
подвижники Костромские, их жизнь,
подвиги, кончина и чудеса. Костро-
ма, 1879; Троицкий Патерик, или
сказания о святых угодниках Божи-
их, под благодатным водительством
Преподобного Сергия в его Троицкой
и других обителях, подвигом просияв-
ших. Издание Свято-Троицкой Сер-
гиевой Лавры, 1896.