|
|||
314
|
Месяц январь
|
||
|
|||
Герасиме, моли Христа Бога / пастве твоей и всем,
любовию память твою совершающим,/ даровати велию милость. Кондак, глас 8:
Я
ко священника превелика/ и апостолов и
мучеников совсельника, / Церковь Русская по- читает тя, святителю Герасиме./ Сию твоими молитвами соблюдай, блаженне,/ непобедйму, и необуреваему, и нескверну, / и всем нам испроси у Бога мир и велию милость. |
|||
|
|||
Святитель Герасим, епископ
Великопермский (Устьвымский), явился достойным преемником осно-
вателя Устьвымской епархии, просве- тителя Пермского края святого Сте- фана (!1396, память 26 апреля). Непосредственным предшественни- ком святителя Герасима был епископ Великопермский Исаакий (1397? 1416), который большую часть време- ни проводил в Москве, а в 1416 году удалился на покой. Святитель Гера- сим был возведен на Пермскую ка- федру после 1416 года, в трудное время, когда положение дел в епар- хии было весьма неблагополучным. Паства, состоявшая из принявших христианство зырян, страдала от на- падения диких языческих племен вогулов, а также от притеснения корыстолюбивой новгородской и вят- ской вольницы, пользовавшейся тем, что северо-восточная окраина России была слабо защищена отдаленным московским правительством. Святитель Герасим неусыпно за-
ботился об устроении своей паствы и распространении веры Христовой. Он не жалел ни трудов своих, ни сил в постоянных разъездах по Пермской земле, проникая в самые глухие места и оказывая помощь в самых безысходных обстоятельствах. Гос- подь благословил деятельность ревно- стного пастыря. В 1429 году святи- тель Фотий, Митрополит Киевский (Московский) и всея Руси (1408? 1431), писал: «Отринув заблуждение и мрак, ныне страна Пермская чисто и православно совершает службу Бо- жию, по закону христианскому». Несмотря на удаленность от столь-
ного града, святитель Герасим был участником московских Соборов: |
1441 года, осудившего Флорентий-
скую унию и ее сторонника митропо- лита Киевского Исидора (1437? 1441), и 1448 года, определившего поставлять митрополитов всея Руси Собором русских епископов. Это сви- детельствует о том, что современники дорожили мнением святителя Гераси- ма и он пользовался большим автори- тетом. Без сомнения, на этих Соборах святитель ходатайствовал за свою паству перед великим князем Васи- лием II (1425?1462), прося ей помо- щи и льгот. В последние годы святительства
епископа Герасима усилились не- прекращающиеся и раньше набеги вогулов на христиан зырян. Не щадя здоровья, с опасностью для жизни святитель сам ездил в стан вогулов. Просьбы и убеждения его подейство- вали на дикарей, и они на время оставили в покое зырян, удалились в места своей оседлой жизни. Имя святого Герасима повсюду
стало произноситься с благоговением, но силы его уже были подорваны. Душевные огорчения и недуги старо- сти окончательно расстроили его здо- ровье. Однажды больной святитель возвращался к себе, после посещения близлежащих к Усть-Выми приходов, где, по-видимому, совершал Богослу- жения, так как с ним было архиерей- ское облачение. На Устьвымском лугу, близ городка и соборной церкви, святителя настигла мученическая кончина: он был удушен омофором рукою вогулича, которого взял на воспитание; вероятно, дикарь дей- ствовал по наущению своих шама- нов, которым дорого было уничтожа- емое язычество. Святитель Герасим принял мученическую кончину 24 |
||
|
|||