314
Месяц январь
Герасиме, моли Христа Бога / пастве твоей и всем,
любовию память твою совершающим,/ даровати
велию милость.
Кондак, глас 8:
Я ко священника превелика/ и апостолов и
мучеников совсельника, / Церковь Русская по-
читает тя, святителю Герасиме./ Сию твоими
молитвами соблюдай, блаженне,/ непобедйму, и
необуреваему, и нескверну, / и всем нам испроси у
Бога мир и велию милость.
Святитель Герасим, епископ
Великопермский (Устьвымский),
явился достойным преемником осно-
вателя Устьвымской епархии, просве-
тителя Пермского края святого Сте-
фана (!1396, память 26 апреля).
Непосредственным предшественни-
ком святителя Герасима был епископ
Великопермский Исаакий (1397?
1416), который большую часть време-
ни проводил в Москве, а в 1416 году
удалился на покой. Святитель Гера-
сим был возведен на Пермскую ка-
федру после 1416 года, в трудное
время, когда положение дел в епар-
хии было весьма неблагополучным.
Паства, состоявшая из принявших
христианство зырян, страдала от на-
падения диких языческих племен
вогулов, а также от притеснения
корыстолюбивой новгородской и вят-
ской вольницы, пользовавшейся тем,
что северо-восточная окраина России
была слабо защищена отдаленным
московским правительством.
Святитель Герасим неусыпно за-
ботился об устроении своей паствы и
распространении веры Христовой. Он
не жалел ни трудов своих, ни сил в
постоянных разъездах по Пермской
земле, проникая в самые глухие
места и оказывая помощь в самых
безысходных обстоятельствах. Гос-
подь благословил деятельность ревно-
стного пастыря. В 1429 году святи-
тель Фотий, Митрополит Киевский
(Московский) и всея Руси (1408?
1431), писал: «Отринув заблуждение
и мрак, ныне страна Пермская чисто
и православно совершает службу Бо-
жию, по закону христианскому».
Несмотря на удаленность от столь-
ного града, святитель Герасим был
участником московских Соборов:
1441 года, осудившего Флорентий-
скую унию и ее сторонника митропо-
лита Киевского Исидора (1437?
1441), и 1448 года, определившего
поставлять митрополитов всея Руси
Собором русских епископов. Это сви-
детельствует о том, что современники
дорожили мнением святителя Гераси-
ма и он пользовался большим автори-
тетом. Без сомнения, на этих Соборах
святитель ходатайствовал за свою
паству перед великим князем Васи-
лием II (1425?1462), прося ей помо-
щи и льгот.
В последние годы святительства
епископа Герасима усилились не-
прекращающиеся и раньше набеги
вогулов на христиан зырян. Не щадя
здоровья, с опасностью для жизни
святитель сам ездил в стан вогулов.
Просьбы и убеждения его подейство-
вали на дикарей, и они на время
оставили в покое зырян, удалились в
места своей оседлой жизни.
Имя святого Герасима повсюду
стало произноситься с благоговением,
но силы его уже были подорваны.
Душевные огорчения и недуги старо-
сти окончательно расстроили его здо-
ровье. Однажды больной святитель
возвращался к себе, после посещения
близлежащих к Усть-Выми приходов,
где, по-видимому, совершал Богослу-
жения, так как с ним было архиерей-
ское облачение. На Устьвымском
лугу, близ городка и соборной церкви,
святителя настигла мученическая
кончина: он был удушен омофором
рукою вогулича, которого взял на
воспитание; вероятно, дикарь дей-
ствовал по наущению своих шама-
нов, которым дорого было уничтожа-
емое язычество. Святитель Герасим
принял мученическую кончину 24