|
|||
316
|
Месяц январь
|
||
|
|||
от всякий скорби и болезни и всякаго зла, наипаче
же от нахождения врага темнаго, Церкве Право- славней благоденствие даруй; град Казань, в немже страдания приял еси, и всю землю Русскую миром огради, от всякаго злаго обстояния избави и вся, к животу временному полезная и ко спасению вечному приводящая, даровати нам у Господа Бога нашего испроси, да молитвами твоими хри- стианскую кончину получйти вси сподобимся и, козней диавольских и муки вечныя избавльшеся, безконечнаго блаженнаго Царствия причастницы будем, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. |
|||
|
|||
Святой мученик Иоанн Казан-
ский был родом из Нижнего Новго- рода. Он жил в начале XVI века, когда Московское государство подвер- галось частым набегам казанских татар. В один из таких набегов в царствование великого князя Васи- лия IV Иоанновича (1505?1533) та- тарами был взят в плен богобоязнен- ный юноша Иоанн. Его привели в Казань и отдали в рабство ханскому родственнику Алей-Шпуру. Несмотря на тяжесть разлуки с родными, свя- той Иоанн со смирением покорился воле Божией и стал безропотно слу- жить своему господину. В то же время он усердно исполнял все заповеди христианской веры, которым был на- учен благочестивыми родителями с детства. Святой Иоанн строго соблю- дал посты, честно трудился, был кроток и послушлив. Так как днем он всегда был занят работой, то молить- ся ему приходилось только ночью. И святой неленостно проводил боль- шую часть ночи в молитве. За такую строгую подвижническую жизнь он нередко терпел укоры и насмешки от хозяев и слуг. Когда Алей-Шпур вместе с казан-
ским муллой захотели обратить свя- того Иоанна в магометанство, он объявил, что исповедует Иисуса Хри- ста Истинным Богом, а учение Маго- мета считает заблуждением. Ни ласки, ни угрозы не поколебали его. Алей-Шпур приказал пытать правед- ника, но и мучения не заставили святого Иоанна отречься от Христа и принять лжеучение Магомета. Видя твердость святого и бесполезность |
своих пыток, Алей-Шпур приказал
отсечь ему голову. Святому Иоанну связали ремнем руки и вывели за город, где находилось русское кладби- ще. Там мучители изранили его тело мечом, но удар, которым хотели отрубить голову, по Промыслу Бо- жию, был нанесен неудачно: святому только поранили шею, и он, обливаясь кровью, потерял сознание. Слуги Ал ей-Шпура подумали, что мученик умер, и вернулись в город. До поздней ночи святой Иоанн
лежал без чувств, полумертвый, но Господь сохранил праведника, чтобы вместе с ним не исчезла память о его страданиях. Снег вокруг мученика растаял, а руки его развязались. Очнувшись, он пошел в город к послам великого князя Московского в Казани и рассказал им о своих мучениях. Нанесенные святому Иоанну раны были смертельны. Предчувствуя свою близкую кончину, он попросил причастить его Святых Христовых Тайн. После причастия оставшуюся часть ночи святой муче- ник провел в слезной молитве. Утром, при восходе солнца, он преставился ко Господу (1"1529). Святое тело муче- ника Иоанна было погребено на ста- ром русском кладбище близ Казани. В 1592 году святитель Ермоген,
митрополит Казанский и Астрахан- ский (впоследствии Патриарх Мос- ковский и всея Руси, 1"1612, память 17 февраля), ходатайствовал о кано- низации мученика Иоанна перед Патриархом Иовом. Сохранилось опи- сание внешности мученика Иоанна: «...Млад, рус, брада невелика...» |
||
|
|||