316
Месяц январь
от всякий скорби и болезни и всякаго зла, наипаче
же от нахождения врага темнаго, Церкве Право-
славней благоденствие даруй; град Казань, в
немже страдания приял еси, и всю землю Русскую
миром огради, от всякаго злаго обстояния избави и
вся, к животу временному полезная и ко спасению
вечному приводящая, даровати нам у Господа
Бога нашего испроси, да молитвами твоими хри-
стианскую кончину получйти вси сподобимся и,
козней диавольских и муки вечныя избавльшеся,
безконечнаго блаженнаго Царствия причастницы
будем, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа
ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Святой мученик Иоанн Казан-
ский
был родом из Нижнего Новго-
рода. Он жил в начале XVI века,
когда Московское государство подвер-
галось частым набегам казанских
татар. В один из таких набегов в
царствование великого князя Васи-
лия IV Иоанновича (1505?1533) та-
тарами был взят в плен богобоязнен-
ный юноша Иоанн. Его привели в
Казань и отдали в рабство ханскому
родственнику Алей-Шпуру. Несмотря
на тяжесть разлуки с родными, свя-
той Иоанн со смирением покорился
воле Божией и стал безропотно слу-
жить своему господину. В то же время
он усердно исполнял все заповеди
христианской веры, которым был на-
учен благочестивыми родителями с
детства. Святой Иоанн строго соблю-
дал посты, честно трудился, был
кроток и послушлив. Так как днем он
всегда был занят работой, то молить-
ся ему приходилось только ночью. И
святой неленостно проводил боль-
шую часть ночи в молитве. За такую
строгую подвижническую жизнь он
нередко терпел укоры и насмешки от
хозяев и слуг.
Когда Алей-Шпур вместе с казан-
ским муллой захотели обратить свя-
того Иоанна в магометанство, он
объявил, что исповедует Иисуса Хри-
ста Истинным Богом, а учение Маго-
мета считает заблуждением. Ни
ласки, ни угрозы не поколебали его.
Алей-Шпур приказал пытать правед-
ника, но и мучения не заставили
святого Иоанна отречься от Христа и
принять лжеучение Магомета. Видя
твердость святого и бесполезность
своих пыток, Алей-Шпур приказал
отсечь ему голову. Святому Иоанну
связали ремнем руки и вывели за
город, где находилось русское кладби-
ще. Там мучители изранили его тело
мечом, но удар, которым хотели
отрубить голову, по Промыслу Бо-
жию, был нанесен неудачно: святому
только поранили шею, и он, обливаясь
кровью, потерял сознание. Слуги
Ал ей-Шпура подумали, что мученик
умер, и вернулись в город.
До поздней ночи святой Иоанн
лежал без чувств, полумертвый, но
Господь сохранил праведника, чтобы
вместе с ним не исчезла память о его
страданиях. Снег вокруг мученика
растаял, а руки его развязались.
Очнувшись, он пошел в город к
послам великого князя Московского в
Казани и рассказал им о своих
мучениях. Нанесенные святому
Иоанну раны были смертельны.
Предчувствуя свою близкую кончину,
он попросил причастить его Святых
Христовых Тайн. После причастия
оставшуюся часть ночи святой муче-
ник провел в слезной молитве. Утром,
при восходе солнца, он преставился
ко Господу (1"1529). Святое тело муче-
ника Иоанна было погребено на ста-
ром русском кладбище близ Казани.
В 1592 году святитель Ермоген,
митрополит Казанский и Астрахан-
ский (впоследствии Патриарх Мос-
ковский и всея Руси, 1"1612, память
17 февраля), ходатайствовал о кано-
низации мученика Иоанна перед
Патриархом Иовом. Сохранилось опи-
сание внешности мученика Иоанна:
«...Млад, рус, брада невелика...»