25-й день
353
домашних занятий с дядей, еписко-
пом Иконийским, опытным препода-
вателем риторики, святой Григорий
прошел курс учения в школах Нази-
анза, Кесарии Каппадокийской и
Александрии.
Юноша обладал выдающимися
способностями, а вместе с тем горя-
чим благочестием. Узнав от матери о
том, что он посвящен Богу, святой
Григорий принял обет сохранить себя
в целомудрии и чистоте.
Для завершения своего образова-
ния святой Григорий отправился в
Афины. Здесь он встретил святого
Василия Великого, с которым его
соединила нерасторжимая дружба.
Шесть лет провел святой Григорий в
Афинах, изучая литературу и фило-
софию, математику и музыку, геомет-
рию и астрономию. По завершении
образования он некоторое время оста-
вался в Афинах и преподавал оратор-
ское искусство.
Овладев в совершенстве наукой
того времени, святой Григорий в 358
году возвратился в Назианз и там,
будучи 30 лет от роду, принял святое
Крещение от своего отца.
Отец святого Григория был в то
время епископом; через некоторое
время он посвятил своего сына во
пресвитера.
Стремясь к иноческому подвигу,
святой Григорий ушел из Назианзина
в Понт, где находился его друг святой
Василий Великий, основавший оби-
тель. Друзья вместе подвизались в
ней, работая над сочинением о прави-
лах иноческого общежития.
После смерти своего младшего
брата Кесария, святой Григорий Бо-
гослов возвратился на некоторое вре-
мя из Понта в Назианз, чтобы облег-
чить горе родителей. Он не только
помогал отцу в церковном управле-
нии и хозяйственных заботах, но
разъяснил ему вред арианской ереси,
в которую отец едва не был совращен,
и вновь утвердил его в православии.
По просьбе святого Василия Вели-
кого, бывшего в то время архиеписко-
пом в Кесарии Каппадокийской, свя-
той Григорий согласился стать еписко-
пом в городе Сасиме, где распростра-
нилась арианская ересь. При покрови-
тельстве императора-арианина Ва-
лента (364?378) архиепископ Тиан-
ский Анфим, который был ариани-
ном, не допустил святителя Григория
в Сасиму .Святой Григорий удалился в
монастырь, где ухаживал за больны-
ми, а затем поселился в пустыне, ища
безмолвия и созерцания. В это время
отец святого Григория призвал его к
себе, так как умерла его дочь святая
Горгония. Погребение сестры святой
Григорий почтил надгробным словом.
Подчиняясь воле отца, он помогал ему
в управлении епархией.
В 374 году преставились ко Госпо-
ду родители святителя Григория: вна-
чале отец, затем мать, праведная
Нонна. Святой Григорий удалился в
Селевкию Исаврийскую, где служил
при церкви святой великомученицы
Феклы. По просьбе святителя Васи-
лия Великого он принял попечение о
больницах и убежищах для престаре-
лых. Много трудов положил святи-
тель Григорий, добывая средства для
обеспечения больниц и богаделен и
организуя в них порядок.
После смерти святителя Василия
Великого (!378) святой Григорий, ис-
полняя предсмертную просьбу своего
друга, отправился в Константинополь
для борьбы с ересью Македония,
отрицавшего Божество Святого Духа.
Почти все храмы Константинопо-
ля были во власти еретиков. В 379
году святой Григорий начал служить
и проповедовать в небольшой домо-
вой церкви своих родственников, ко-
торую назвал «Анастасия» («Воскре-
сение»), веря, что именно здесь нач-
нет воскресать Православие. С неот-
разимой убедительностью опровергал
он все доводы еретиков, вдохновенно
раскрывая истинное учение Церкви.
Слушатели волновались около епис-
копской кафедры, громко выражая
знаки одобрения и записывая слова
святителя. Горячая проповедь свято-
го Григория, его глубокое знание и
истолкование Священного Писания,
праведная христианская жизнь при-
влекали к святителю все больше и
больше паствы, и ему удалось добить-
ся значительного ослабления ерети-
ков. Но в это время возникла новая
ересь Аполлинария, учившего, что
Христос при Своем воплощении не
был совершенным человеком.
Святитель Григорий мужественно
выступил с разоблачением и этой
ереси. Тогда еретики попытались
оклеветать святителя перед властями,
изобразив его как организатора мяте-
жей в городе, подстрекая толпу по-