370
Месяц январь
тельства, в 1330 году, он удалился в
Колмов монастырь и там принял
схиму. Спустя еще пять лет святитель
переселился в пустынное место на
противоположный берег реки Волхо-
ва и основал там Дерев яницкий
монастырь с каменным храмом в
честь Воскресения Господня. Но не
укрылся и здесь этот светильник от
людских взоров: бояре и простые
люди приходили к схимнику за на-
ставлениями и назидались его добро-
детельной жизнью. Так прошло более
20-ти лет.
После кончины архиепископа Ва-
силия (1331 ?1352), святитель Мо-
исей в 1352 году по настоятельным
просьбам новгородцев вновь принял
на себя управление обширной епар-
хией. В том же году он построил
каменный храм в честь Успения
Богоматери, что на Болотове.
В 1354 году Константинопольский
Патриарх Филофей (1354?1355,
1362?1376) в знак глубокого почита-
ния святителя Моисея разрешил ему
пользоваться древним преимуще-
ством Новгородских святителей ?
носить крестчатые ризы, которые и
прислал сам. Он также позволил
святителю Моисею непосредственно
обращаться к Константинопольскому
Патриарху.
Семь лет продолжалось вторичное
святительство архиепископа Моисея,
ознаменовавшееся строительством
многих церквей в Новгороде и его
окрестностях. Попечением святителя
Моисея в 1355 году был устроен
монастырь в местности, называемой
Сковородкой, с каменным храмом в
честь святого Архистратига Божия
Михаила; в 1357 году построены
храмы еще в трех монастырях: в
Радоговицах при Волотовском Успен-
ском храме, в Духовом монастыре и в
женском монастыре во имя святого
апостола Иоанна Богослова.
Стремясь к уединению, святитель
Моисей в 1358 году удалился на
покой в построенный им Сковород-
ский монастырь. Но Бог еще раз
призвал святителя к деятельности. В
год удаления его с архиепископии, по
случаю смены посадника, в Новгоро-
де вспыхнула смута: мятежники
умертвили многих бояр, разрушили
Волховский мост; три дня стояли друг
против друга жители Торговой и
Софийской сторон, готовясь вступить
в ожесточенную схватку. Тогда явил-
ся из своего уединения старец-
святитель; с крестом в руках, окру-
женный духовенством, он встал на
остатках разрушенного моста, посре-
ди враждующих сторон, благословил
их и сказал: «Дети! Не поднимайте
брани, не вступайте в бой! Да не
будет святым церквам и месту сему
пустоты!» Растроганные новгородцы
послушались святителя Божия, и мя-
теж утих. Возвратясь в Сковородскую
обитель, святитель еще два года был
образцом смирения и благочестия для
собранной им братии.
Блаженная кончина святителя
Моисея последовала 25 января 1362
года. Он был погребен в Сковород-
ском монастыре с великой честью,
при всенародном плаче. Память его
чтили еще в XV веке, В описании
1634 года сказано: «Прославлен от
Бога чудесы при животе и по смерти,
и прибегающий с верою к честным его
мощам мужие и жены почерпают
здравие, наипаче же жены исцелева-
ют, одержимые своими естественны-
ми немощами».
19 апреля 1686 года были обрете-
ны нетленные мощи святителя Мо-
исея, положенные в особой раке. В
1782 году попечением митрополита
Новгородского Гавриила (1775?
1800) в Сковородском монастыре бы-
ла устроена новая бронзовая рака и
переложены в нее мощи святителя.
Житие святителя Моисея написа-
но, по благословению святителя Нов-
городского Ионы (1459?1470), иеро-
монахом Пахом нем Логофетом.