|
|||
370
|
Месяц январь
|
||
|
|||
тельства, в 1330 году, он удалился в
Колмов монастырь и там принял схиму. Спустя еще пять лет святитель переселился в пустынное место на противоположный берег реки Волхо- ва и основал там Дерев яницкий монастырь с каменным храмом в честь Воскресения Господня. Но не укрылся и здесь этот светильник от людских взоров: бояре и простые люди приходили к схимнику за на- ставлениями и назидались его добро- детельной жизнью. Так прошло более 20-ти лет. После кончины архиепископа Ва-
силия (1331 ?1352), святитель Мо- исей в 1352 году по настоятельным просьбам новгородцев вновь принял на себя управление обширной епар- хией. В том же году он построил каменный храм в честь Успения Богоматери, что на Болотове. В 1354 году Константинопольский
Патриарх Филофей (1354?1355, 1362?1376) в знак глубокого почита- ния святителя Моисея разрешил ему пользоваться древним преимуще- ством Новгородских святителей ? носить крестчатые ризы, которые и прислал сам. Он также позволил святителю Моисею непосредственно обращаться к Константинопольскому Патриарху. Семь лет продолжалось вторичное
святительство архиепископа Моисея, ознаменовавшееся строительством многих церквей в Новгороде и его окрестностях. Попечением святителя Моисея в 1355 году был устроен монастырь в местности, называемой Сковородкой, с каменным храмом в честь святого Архистратига Божия Михаила; в 1357 году построены храмы еще в трех монастырях: в Радоговицах при Волотовском Успен- ском храме, в Духовом монастыре и в женском монастыре во имя святого апостола Иоанна Богослова. Стремясь к уединению, святитель
Моисей в 1358 году удалился на |
покой в построенный им Сковород-
ский монастырь. Но Бог еще раз призвал святителя к деятельности. В год удаления его с архиепископии, по случаю смены посадника, в Новгоро- де вспыхнула смута: мятежники умертвили многих бояр, разрушили Волховский мост; три дня стояли друг против друга жители Торговой и Софийской сторон, готовясь вступить в ожесточенную схватку. Тогда явил- ся из своего уединения старец- святитель; с крестом в руках, окру- женный духовенством, он встал на остатках разрушенного моста, посре- ди враждующих сторон, благословил их и сказал: «Дети! Не поднимайте брани, не вступайте в бой! Да не будет святым церквам и месту сему пустоты!» Растроганные новгородцы послушались святителя Божия, и мя- теж утих. Возвратясь в Сковородскую обитель, святитель еще два года был образцом смирения и благочестия для собранной им братии. Блаженная кончина святителя
Моисея последовала 25 января 1362 года. Он был погребен в Сковород- ском монастыре с великой честью, при всенародном плаче. Память его чтили еще в XV веке, В описании 1634 года сказано: «Прославлен от Бога чудесы при животе и по смерти, и прибегающий с верою к честным его мощам мужие и жены почерпают здравие, наипаче же жены исцелева- ют, одержимые своими естественны- ми немощами». 19 апреля 1686 года были обрете-
ны нетленные мощи святителя Мо- исея, положенные в особой раке. В 1782 году попечением митрополита Новгородского Гавриила (1775? 1800) в Сковородском монастыре бы- ла устроена новая бронзовая рака и переложены в нее мощи святителя. Житие святителя Моисея написа-
но, по благословению святителя Нов- городского Ионы (1459?1470), иеро- монахом Пахом нем Логофетом. |
||
|
|||