404
Месяц январь
ища шмнъ
ШЩ/$Ш
для занятия епископской кафедры.
Однако он из смирения уклонился от
архиерейского сана. В это время
святой Иоанн написал «Шесть слов о
священстве^, великое творение пра-
вославного пастырского Богословия.
Четыре года провел святой в трудах
пустыннического жительства, напи-
сав «Против вооружающихся на ищу-
щих монашества» и «Сравнение вла-
сти, богатства и преимуществ
царских с истинным и христианским
любомудрием монашеской жизни».
Два года святой соблюдал полное
безмолвие, находясь в уединенной
пещере. Для восстановления здо-
ровья святой Иоанн должен был
возвратиться в Антиохию. В 381 году
святой епископ Мелетий Антиохий-
ский посвятил его во диакона. После-
дующие годы были посвящены созда-
нию новых богословских творений:
«О Провидении», «Книга о девстве»,
«К молодой вдове» (два слова), «Книга
о святом Вавиле и против Юлиана
и язычников».
В 386 году святой Иоанн был
хиротонисан епископом Антиохий-
ским Флавианом во пресвитера. На
него возложили обязанность пропове-
довать Слово Божие. Святой Иоанн
оказался блестящим проповедником,
и за редкий дар Богодохновенного
слова получил от паствы наименова-
ние «Златоуст». Двенадцать лет свя-
.той, при стечении народа, обычно
дважды в неделю, а иногда ежеднев-
но, проповедовал в храме, потрясая
сердца слушателей.
В пастырской ревности о наилуч-
шем усвоении христианами Священ-
ного Писания святой Иоанн обратил-
ся к герменевтике?науке о толкова-
нии Слова Божия. Он написал толко-
вания на многие книги Священного
Писания (Бытия, Псалтирь, Еванге-
лия от Матфея и Иоанна, Послания
апостола Павла) и множество бесед
на отдельные библейские тексты, а
также поучения на праздники, в
похвалу святых и слова апологетиче-
ские (против аномеев, иудейству -
гощих и язычников). Святой Иоанн
как пресвитер ревностно исполнял
заповедь попечения о бедных: при
нем Антиохийская Церковь питала
каждый день до 3000 дев и вдовиц, не
считая заключенных, странников и
больных. Слава замечательного па-
стыря и проповедника росла.
Святитель Иоанн Златоуст,
архиепископ Константинополь-
ский
? один из трех Вселенских свя-
тителей, вместе со святителями Васи-
лием Великим и Григорием Богосло-
вом. Родился в Антиохии ок. 347 года,
в семье военачальника. Его отец,
Секунд, умер вскоре после рождения
сына; мать, Анфуса, не стала более
выходить замуж и отдала все силы
воспитанию Иоанна. Юноша учился у
лучших философов и риторов, рано
обратился к углубленному изучению
Священного Писания и молитвенно-
му созерцанию. Святитель Мелетий,
епископ Антиохийский (память 12
февраля), полюбивший Иоанна как
сына, наставил его в вере и в 367 году
крестил. Через три года святой Иоанн
был поставлен во чтеца. После того,
как святитель Мелетий был отправ-
лен в ссылку императором Валентом,
в 372 году, святой Иоанн совмест-
но с Феодором (впоследствии ?
епископом Мопсуестским) учился у
опытных наставников подвижниче-
ской жизни, пресвитеров Флавиана и
Диодора Тарсийского. Когда сконча-
лась мать святого Иоанна, он принял
иночество, которое называл «истин-
ной философией». Вскоре святого
Иоанна сочли достойным кандидатом