27-й день
405
В 397 году, после кончины Кон-
стантинопольского         архиепископа
Нектария, святой Иоанн Златоуст
был вызван из Антиохии для постав-
ления на Константинопольскую ка-
федру. В столице святой архипастырь
не мог проповедовать так часто, как в
Антиохии. Множество дел ожидало
решения святителя, он начал с глав-
ного? с духовного совершенствова-
ния священства. И здесь лучшим
примером был он сам. Средства,
которые предназначались для архи-
епископа, святой обратил на содержа-
ние нескольких больниц и двух гости-
ниц для паломников. Архипастырь
довольствовался скудной пищей, от-
казывался от приглашений на обеды.
Ревность святителя к утверждению
христианской веры распространялась
не только на жителей Константинопо-
ля, но и на Фракию, включая славян и
готов, Малую Азию и Понтийскую
область. Им был поставлен епископ
для Церкви Боспора, находившейся в
Крыму. Святой Иоанн направлял
ревностных миссионеров в Финикию,
Персию, к скифам, писал послания в
Сирию, чтобы вернуть Церкви марки-
онитов, и добился этого. Много трудов
положил святитель на устроение
благолепного Богослужения: составил
чин Литургии, ввел антифонное пе-
ние за всенощным бдением, написал
несколько молитв чина елеосвяще-
ния. Распущенность столичных нра-
вов, особенно императорского двора,
нашла в лице святителя нелицепри-
ятного обличителя. Когда императри-
ца Евдоксия, жена императора Арка-
дия (395?408), распорядилась о кон-
фискации собственности у вдовы и
детей опального вельможи, святой
встал на их защиту. Гордая императ-
рица не уступила и затаила гнев на
архипастыря. Ненависть Евдоксии к
святителю разгорелась с новой силой,
когда недоброжелатели сказали ей,
будто святитель в своем поучении о
суетных женщинах имел в виду ее.
Суд, составленный из иерархов, спра-
ведливо обличаемых ранее Злато-
устом, постановил низложить свято-
го Иоанна и за оскорбление императ-
рицы предать казни. Император Ар-
кадий заменил казнь изгнанием. У
храма толпился возбужденный народ,
решивший защищать своего пасты-
ря. Святитель, чтобы избежать волне-
ний, сам отдал себя в руки властей.
Той же ночью в Константинополе
произошло землетрясение. Испуган-
ная Евдоксия просила императора
срочно вернуть святого и немедля
послала письмо изгнанному пастырю,
умоляя его вернуться. Но уже через
два месяца новый донос пробудил
гнев Евдоксии. В марте 404 года
состоялся неправедный собор, поста-
новивший изгнать святого Иоанна.
По удалении его из столицы, пожар
обратил в пепел здание сената, после-
довали опустошительные набеги вар-
варов, а в октябре 404 года умерла
Евдоксия. Даже язычники видели в
этих событиях Небесное наказание за
неправедное осуждение угодника
Божия.
Находясь в Армении, святитель
Иоанн старался укрепить своих ду-
ховных чад. В многочисленных пись-
мах (их сохранилось 245) епископам
Азии, Африки, Европы и особенно
своим друзьям в Константинополе,
святой Иоанн утешал страдающих,
наставлял и поддерживал своих при-
верженцев. Зимой 406 года святитель
Иоанн был болезнью прикован к
постели. Но враги его не унимались.
Из столицы пришел приказ перевес-
ти святого Иоанна в глухой Питиус
(Пицунду, в Абхазии). Истощенный
болезнями святитель, в сопровожде-
нии конвоя, три месяца в дождь и
зной совершал свой последний пере-
ход. В Команах силы оставили его. У
склепа святого Василиска (1"ок. 308,
память 22 мая), утешенный явлени-
ем мученика («Не унывай, брат
Иоанн! Завтра мы будем вместе»),
причастившись Святых Тайн, все-
ленский святитель со словами «Слава
Богу за все!» отошел ко Господу 14
сентября 407 года.
Святитель Иоанн Златоуст был
погребен в Команах. В 438 году
Прокл, Патриарх Константинополь-
ский (434?447), совершая Богослу-
жение в храме святой Софии, произ-
нес похвальное слово памяти своего
великого учителя, в котором сказал:
«О Иоанн! Жизнь твоя многотрудна,
но смерть славна, гроб твой блажен и
воздаяние обильно по благодати и
милосердию Господа нашего Иисуса
Христа. О благодать, препобежда-
ющая пределы, место и время! Место
препобедила любовь, предел уничто-
жила незабвенная память, и местом
не ограничились чудеса святителя».