|
|||
27-й день
|
405
|
||
|
|||
В 397 году, после кончины Кон-
стантинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для постав- ления на Константинопольскую ка- федру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с глав- ного? с духовного совершенствова- ния священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архи- епископа, святой обратил на содержа- ние нескольких больниц и двух гости- ниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, от- казывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинопо- ля, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Святой Иоанн направлял ревностных миссионеров в Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви марки- онитов, и добился этого. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пе- ние за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвяще- ния. Распущенность столичных нра- вов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицепри- ятного обличителя. Когда императри- ца Евдоксия, жена императора Арка- дия (395?408), распорядилась о кон- фискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императ- рица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, спра- ведливо обличаемых ранее Злато- устом, постановил низложить свято- го Иоанна и за оскорбление императ- рицы предать казни. Император Ар- кадий заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пасты- ря. Святитель, чтобы избежать волне- ний, сам отдал себя в руки властей. |
Той же ночью в Константинополе
произошло землетрясение. Испуган- ная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, поста- новивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, после- довали опустошительные набеги вар- варов, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия. Находясь в Армении, святитель
Иоанн старался укрепить своих ду- ховных чад. В многочисленных пись- мах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе, святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих при- верженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевес- ти святого Иоанна в глухой Питиус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровожде- нии конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний пере- ход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (1"ок. 308, память 22 мая), утешенный явлени- ем мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, все- ленский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года. Святитель Иоанн Златоуст был
погребен в Команах. В 438 году Прокл, Патриарх Константинополь- ский (434?447), совершая Богослу- жение в храме святой Софии, произ- нес похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сказал: «О Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О благодать, препобежда- ющая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничто- жила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя». |
||
|
|||