28-й день
415
с величайшим уважением и любовью.
Выполняя послушание, он произно-
сил проповеди перед монастырской
братией, изъяснял Священное Писа-
ние и изумлял всех красотой и убеди-
тельностью своих слов. Преподобный
обличил еретика Аполлинария, отри-
цавшего человеческую природу Хри-
ста, и смело выступил против его
последователей.
Несмотря на похвалы, воздава-
емые его красноречию и мудрости,
преподобный Ефрем считал себя ма-
лоискусным в изъяснении Слова Бо-
жия и с неослабеваемым усердием
изучал Священное Писание.
В 363 году Низибия подпала под
власть персов, и многие из христиан
оставили город. Преподобный Ефрем
направился в Едессу. Когда препо-
добный Ефрем входил в городские
ворота, ему повстречалась женщина,
которая пристально смотрела на него.
На вопрос преподобного, почему она
так смотрит, последовал ответ, что ей,
как женщине, сотворенной из ребра
мужчины, подобает смотреть на муж-
чину, но преподобному Ефрему, со-
творенному из земли, подобает смот-
реть на землю. Преподобный был
поражен мудростью этих слов и воз-
благодарил Бога за такое вразумле-
ние.
В окрестностях Едессы преподоб-
ный Ефрем обнаружил много под-
вижников, живших в пещерах, и
поселился вместе с ними. Особенно он
сблизился с подвижником Иулианом
(память 18 октября), который был
одного с ним покаянного духа. Отре-
шившись от всех земных привязанно-
стей, преподобный Ефрем отдался
непрестанной молитве, пощению,
бдению и богомыслию. В результате
постоянного самоуглубления, он при-
обрел знание духовной природы чело-
века, проник в тайны человеческого
сердца. Преподобный Ефрем назидал
и писал о сокрушении душевном, о
необходимости проливать слезы пока-
яния и умиления. К его уединенной
пещере стали стекаться толпы наро-
да, желавшего получить наставления
и утешения.
Особым качеством преподобного
было чрезвычайное незлобие и кро-
тость, которыми он побеждал зло и
вразумлял заблудших. Известно не-
сколько случаев, когда он привел к
покаянию блудниц. Когда эти жен-
щины побуждали его к греху, желая
или соблазнить, или разгневать, пре-
подобный покорно согласился, но
предложил совершить грех на много-
людной городской площади. Обеску-
раженные блудницы упрекнули пре-
подобного Ефрема в том, что он не
стыдится людей, на что получили
ответ; если блудницы стыдятся лю-
дей, то тем более следует стыдиться
Всеведущего Бога. Посрамленные
блудницы раскаялись и встали на
путь исправления.
Как-то раз ученик преподобного
Ефрема, неся ему пищу, уронил
сосуд, разбил его и был очень огорчен,
так как знал, что учитель не вкушал
пищи уже много дней. Узнав об этом,
преподобный стал успокаивать уче-
ника и чтобы окончательно утешить
его, подошел к месту, где лежал
разбитый сосуд и стал собирать с
земли остатки пищи и уверять, что
этого достаточно для насыщения.
Считая, по своему великому сми-
рению, себя ниже и хуже всех, препо-
добный Ефрем отправился в Египет,
чтобы увидеть подвиги великих пу-
стынников. На обратном пути по
наитию Святого Духа он постиг глу-
бину святости и мудрости святителя
Василия Великого и предпринял пу-
тешествие в Кесарию Каппадокий-
скую, где слушал его поучения. Свя-
титель Василий Великий хотел руко-
положить преподобного Ефрема во
пресвитера, но преподобный счел
себя недостойным иерейства, считая
невозможным для себя совершать
таинство Евхаристии, и, по насто-
янию святителя, принял лишь сан
диакона.
Когда в Едессе умер епископ,
жители города хотели поставить
епископом преподобного Ефрема, но
он, избегая власти, принял на себя
подвиг юродства: оборванный, гряз-
ный, бегал с криками по городу,
отнимая у торговцев на базаре ово-
щи. Когда же в городе был избран
новый епископ, преподобный Ефрем
прекратил юродство. Пребывая в мо-
литве и посте, он продолжал научать
окружающих и оказывать им всякую
помощь.
По возвращении в Едесскую пу-
стынь преподобный Ефрем хотел про-
вести остаток своих дней в уединен-
ной молитве. Но Промысл Божий еще
раз призвал его на служение ближ-