446
Месяц январь
в верховье Волги и Тверцы. Здесь
преподобный Ефрем решил подви-
заться в подвиге странноприимца,
надеясь встретить и обогреть неведо-
мо где скитавшегося преподобного
Моисея.
Подвиг странноприимца, основан-
ный на словах Самого Господа (Мф.
25, 35), подготовил его к принятию
иночества.
Устроив странноприимный дом
вблизи Нового Торга, или Торжка
(ныне г. Торжок Калининской обла-
сти), преподобный Ефрем всецело
предался своему служению. «Ласко-
вый прием такого прекрасного, обра-
зованного, любвеобильного, самоот-
верженного странноприимца, его
мудрые наставления и вразумления,
его кроткие обличения идолопоклон-
ников и языческих суеверий, его
святая, подвижническая жизнь и все-
целое самоотвержение и бескорыстие
весьма многим могли содействовать
распространению веры Христовой...».
Живя в Торжке, преподобный Еф-
рем часто ходил в Киев. Неизвестно,
нашел ли он там своего брата препо-
добного Моисея, но во время одного из
таких путешествий, следуя через
Вязьму, он встретился с блаженным
Аркадием Новоторжским (память 11
июля) и обрел в нем брата во Христе.
«Прозорливый Ефрем понял духом
своим, что этот юноша принял на себя
юродство Христа ради; ободрил его в
трудном подвиге и всегда навещал
его во время своих путешествий. И
сам юноша смотрел на преподобного
Ефрема, как на своего духовного
руководителя и наставника, и неред-
ко приходил к нему в Торжок для
научения и назидания».
Между тем шли годы. Двенадцать
лет минуло с той поры, как преподоб-
ный Ефрем основал странноприим-
ный дом для призрения бедных и
немощных, странников и переселен-
цев. Своим благочестием преподоб-
ный Ефрем возбудил во многих окре-
стных жителях стремление к иноче-
ским подвигам. Укрепляя блаженного
Аркадия в его подвижничестве, пре-
подобный Ефрем и сам утверждался
в своем пастырском призвании.
В это время были обретены нет-
ленными мощи благоверных князей
Бориса и Глеба. Преподобный Ефрем
возгорелся желанием основать во имя
страстотерпцев иноческую обитель,
Преподобный Ефрем, Ново-
торжский чудотворец,
был выход-
цем из Венгрии. Воспитанный в
глубоком благочестии, он, кан пове-
ствуют Новгородская и Никоновская
летописи, переселился в 1030 году на
Русь, вместе со своими двумя брать-
ями? Георгием Угрином и преподоб-
ным Моисеем Угрином (то есть вен-
грами). Все трое поступили на службу
конюшими к святому князю Борису,
сыну святого равноапостольного Вла-
димира. Святой страстотерпец князь
Борис был умерщвлен на реке Альте
по приказанию князя Святоиолка
Окаянного, в 1015 году. Вместе с ним
привял смерть от руки убийцы и
верный его слуга Георгий Угрин.
Убийцы отрезали ему голову, чтобы
снять золотую гривну, которую он
носил на шее. Преподобному Моисею
удалось спастись бегством, и он, при-
няв монашество впоследствии, посту-
пил в Киево-Печерский монастырь
(+ОК. 1043, память 26 июля).
Преподобный Ефрем горько пла-
кал, прибыв на место убийства. Он
нашел отсеченную главу своего брата
Георгия и взял ее с собой. Оставив
службу при княжеском дворе, препо-
добный Ефрем, по благословению
митрополита Киевского, отправился