|
|||
468
|
Месяц январь
|
||
|
|||
этих местах монастырь. Они стали
приносить преподобному все необхо- димое для жизни, а многие делали крупные пожертвования. Такое усер- дие населения побудило преподобно- го Феодосия отправиться с челобит- ной в Москву к царю Иоанну Василь- евичу. 20 февраля 1554 года он получил царскую грамоту, освобож- давшую новостроющуюся обитель от всяких податей. Митрополит Макарий (1542?
1563) велел Ростовскому архиепис- копу Никандру (1549?1566) благо- словить преподобного Феодосия на построение храма и снабдить всем необходимым для его освящения. На обратном пути преподобный зашел в Спасо-Преображенский монастырь испросить благословения у святых мощей великого угодника Божия Ди- митрия Пршгуцкого. От игумена мо- настыря он получил икону Божией Матери, прославившуюся впослед- ствии многими чудесами и ставшую известной под названием «Суморин- ской» (по фамилии преподобного). По возвращении в Тотьму препо-
добный Феодосии немедленно при- ступил к строительству и в течение одного года с помощью окрестных жителей поставил здесь деревянную церковь, трапезную, келлии для бра- тии и другие необходимые постройки. Вскоре монастырь стал пополняться иноками. Преподобный, получивший в юности хорошее образование, стре- мился к духовному просвещению бра- тии; со временем он собрал в обители обширную библиотеку. Иноки его оби- тели должны были по уставу питать- ся от трудов своих рук, творить милостыню и пребывать в непрестан- ной молитве, особенно за усопших. В хозяйственном отношении мо-
настырь был также образцовым. За глубокое смирение настоятеля Гос- подь даровал ему Свою милость. Умелая распорядительность и не-
утомимое трудолюбие преподобного позволили архиепископу Ростовскому Никандру поручить ему устроение запустевшей обители, расположенной в той же тотемской округе. Преподоб- ный возобновил эту обитель, называ- емую Ефремовой пустынью, и учре- дил в ней братство. |
Будучи настоятелем теперь уже
двух обителей, преподобный Феодо- сии постоянно находился в молитве и трудах, являя пример для подража- ния братии. Предвидя скорую кончи- ну, святой Феодосии продиктовал ду- ховное завещание, в котором, в ча- стности, настойчиво подчеркивал не- обходимость церковной молитвы за всех усопших, какими бы праведни- ками они ни казались при жизни. 28 января 1568 года преподобный
Феодосии, благословив и отечески поцеловав каждого из братии, преста- вился ко Господу. Только после его кончины было открыто, что преподоб- ный носил на себе власяницу и вериги, а под схимническим куко- лем?железную шапку. При жизни преподобного ни тени утомления на его лице никто никогда не замечал. Погребен был святой Феодосии в основанной им обители. Известно около 150 посмертных
чудес, связанных с именем преподоб- ного Феодосия. Многие передавались изустно, а впоследствии были записа- ны. Так, одна женщина привела в монастырь слепую дочь Иустину и испросила разрешение провести ночь у гробницы преподобного Феодосия. Ночью она увидела направлявшихся к церкви двух монахов, один из которых сказал: «Иду в церковь, несу святую воду, чтобы промыть глаза слепой Иустине». Потом видение ис- чезло, а девушка почувствовала, что ей промывают глаза и окропляют водой; слышала она также движение и пение. Утром оказалось, что слепая прозрела. В 1626 году иконописец Попов
написал икону преподобного Феодо- сия, пользуясь рассказами одного сто- летнего старца, помнившего облик святого игумена. В 1655 году церковь, возле кото-
рой покоился преподобный Феодосии, обгорела, но деревянная гробница его осталась невредимой. С течением времени почитание
преподобного Феодосия было забыто. 2 сентября 1796 года, при перестрой- ке Вознесенской церкви, его мощи были обретены нетленными. 28 янва- ря 1798 года состоялось его прослав- ление. |
||
|
|||