468
Месяц январь
этих местах монастырь. Они стали
приносить преподобному все необхо-
димое для жизни, а многие делали
крупные пожертвования. Такое усер-
дие населения побудило преподобно-
го Феодосия отправиться с челобит-
ной в Москву к царю Иоанну Василь-
евичу. 20 февраля 1554 года он
получил царскую грамоту, освобож-
давшую новостроющуюся обитель от
всяких податей.
Митрополит Макарий (1542?
1563) велел Ростовскому архиепис-
копу Никандру (1549?1566) благо-
словить преподобного Феодосия на
построение храма и снабдить всем
необходимым для его освящения. На
обратном пути преподобный зашел в
Спасо-Преображенский монастырь
испросить благословения у святых
мощей великого угодника Божия Ди-
митрия Пршгуцкого. От игумена мо-
настыря он получил икону Божией
Матери, прославившуюся впослед-
ствии многими чудесами и ставшую
известной под названием «Суморин-
ской» (по фамилии преподобного).
По возвращении в Тотьму препо-
добный Феодосии немедленно при-
ступил к строительству и в течение
одного года с помощью окрестных
жителей поставил здесь деревянную
церковь, трапезную, келлии для бра-
тии и другие необходимые постройки.
Вскоре монастырь стал пополняться
иноками. Преподобный, получивший
в юности хорошее образование, стре-
мился к духовному просвещению бра-
тии; со временем он собрал в обители
обширную библиотеку. Иноки его оби-
тели должны были по уставу питать-
ся от трудов своих рук, творить
милостыню и пребывать в непрестан-
ной молитве, особенно за усопших.
В хозяйственном отношении мо-
настырь был также образцовым. За
глубокое смирение настоятеля Гос-
подь даровал ему Свою милость.
Умелая распорядительность и не-
утомимое трудолюбие преподобного
позволили архиепископу Ростовскому
Никандру поручить ему устроение
запустевшей обители, расположенной
в той же тотемской округе. Преподоб-
ный возобновил эту обитель, называ-
емую Ефремовой пустынью, и учре-
дил в ней братство.
Будучи настоятелем теперь уже
двух обителей, преподобный Феодо-
сии постоянно находился в молитве и
трудах, являя пример для подража-
ния братии. Предвидя скорую кончи-
ну, святой Феодосии продиктовал ду-
ховное завещание, в котором, в ча-
стности, настойчиво подчеркивал не-
обходимость церковной молитвы за
всех усопших, какими бы праведни-
ками они ни казались при жизни.
28 января 1568 года преподобный
Феодосии, благословив и отечески
поцеловав каждого из братии, преста-
вился ко Господу. Только после его
кончины было открыто, что преподоб-
ный носил на себе власяницу и
вериги, а под схимническим куко-
лем?железную шапку. При жизни
преподобного ни тени утомления на
его лице никто никогда не замечал.
Погребен был святой Феодосии в
основанной им обители.
Известно около 150 посмертных
чудес, связанных с именем преподоб-
ного Феодосия. Многие передавались
изустно, а впоследствии были записа-
ны. Так, одна женщина привела в
монастырь слепую дочь Иустину и
испросила разрешение провести ночь
у гробницы преподобного Феодосия.
Ночью она увидела направлявшихся
к церкви двух монахов, один из
которых сказал: «Иду в церковь, несу
святую воду, чтобы промыть глаза
слепой Иустине». Потом видение ис-
чезло, а девушка почувствовала, что
ей промывают глаза и окропляют
водой; слышала она также движение
и пение. Утром оказалось, что слепая
прозрела.
В 1626 году иконописец Попов
написал икону преподобного Феодо-
сия, пользуясь рассказами одного сто-
летнего старца, помнившего облик
святого игумена.
В 1655 году церковь, возле кото-
рой покоился преподобный Феодосии,
обгорела, но деревянная гробница его
осталась невредимой.
С течением времени почитание
преподобного Феодосия было забыто.
2 сентября 1796 года, при перестрой-
ке Вознесенской церкви, его мощи
были обретены нетленными. 28 янва-
ря 1798 года состоялось его прослав-
ление.