478
Месяц январь
вам, если не обратитесь и не будете
как дети, не войдете в Царство
Небесное» (Мф. 18,1?3). Любя Бога
чистейшей и возвышенной любовью,
святой Игнатий постоянно предстоял
Ему, получив, как дар, именование
«Богоносец», которое стало неотдели-
мым от его имени. Сам же святой
Игнатий называл «богоносцем» вся-
кого человека, «имеющего Христа в
сердце своем».
Церковный историк Евсевий Пам-
фил пишет, что будущий святитель
вместе со святым Поликарпом
Смирнским (+167) и Папием Иера-
польским (1"130) был учеником свято-
го апостола Иоанна Богослова (1"нач.
П века, память 26 сентября и 8 мая).
Святитель Иоанн Златоуст отме-
чает, что священномученик Игнатий
Богоносец «воспитывался под руко-
водством святых апостолов, нераз-
лучно находясь при них, и был их
соучеником во всем, почерпнув из
недр их обильные струи» («Похваль-
ное слово священномученику Игна-
тию Богоносцу»).
Это духовное апостольское води-
тельство воспитало в святом Игнатии
то мужество и ту ревность о Христо-
вой Истине, которыми он прославил-
ся в сане епископа, став вторым
преемником первоверховного апосто-
ла Петра (1"ок. 67, память 29 июня) на
Антиохийской кафедре. Хиротония
святого Игнатия была совершена са-
мим Апостолом одновременно с хиро-
тонией святого Евода (Еводия), апо-
стола от 70-ти (1*66, память 7 сентяб-
ря); первый был поставлен над обра-
щенными иудеями, второй?над
бывшими язычниками. После смерти
святителя Еводия святитель Игнатий
вступил в полное управление Анти-
охийской Патриархией.
Целомудрие, кроткий и тихий
нрав, поистине «апостольская рев-
ность» о Церкви еще при жизни
прославили имя святого Игнатия. Все
Восточные Патриархи питали к нему
огромное уважение и любовь, слово
его было защитой против еретиче-
ских соблазнов.
Святитель Игнатий, согласно пре-
данию, сподобился видеть поющие
ангельские лики и, воодушевленный
этим откровением, ввел в Антиохий-
ской Церкви антифонное пение, ук-
расив таким образом Божественную
службу.
В 81 году, во время гонений
императора Домициана (81?96),
святитель показал себя деятельным и
твердым вождем стада Христова, ук-
репляя в пастве веру и мужество,
ободряя и молясь за малодушных.
Когда Богу было угодно дать Церкви
мир, святитель Игнатий радовался за
свою паству, но скорбел, что гонения
не коснулись его самого. Исполнен-
ный любви к Спасителю и желания
пострадать за Христа, святой Игна-
тий усилил свои труды во славу
Церкви.
Видя добрый пример в лице своего
архипастыря, христиане укреплялись
в вере и благочестии, многие язычни-
ки принимали святое Крещение, а
еретики возвращались в лоно
Церкви.
После своей победы над скифами
император Траян (98?117) повелел
повсюду воздавать благодарения язы-
ческим идолам. В 106 году, отправля-
ясь в поход против персов, Траян
остановился в Антиохии, где ему
сразу же донесли, что святитель Иг-
натий не только не приносит жертв
идолам, но открыто почитает Госпо-
дом Иисуса Христа и утверждает
веру в Него.
Призвав к себе святого Игнатия,
Траян пытался то лестью, то угрозами
склонить святителя подчиниться
царскому указу и принести жертвы
языческим божествам. Открыто испо-
ведуя свою непоколебимую веру в
Распятого, архипастырь заявил Тра-
яну, что лучше быть съеденным
зверями, распятым на кресте, пре-
данным огню или мечу, чем отдать
душу бесам: «Не временных ищу
благ, но единых и вечных, чтобы
прийти ко Христу, Богу моему, при-
нявшему за меня смерть».
Святитель Игнатий пытался убе-
дить Траяна, что идолопоклонство
приводит людей ко злу, делает их
нечестивыми и вдохновляет на па-
губные дела. Траян приказал зато-
чить святителя в темницу и наутро
объявил приговор: бросить святого
Игнатия на растерзание львам, при-
чем не в Антиохии, а в Риме, чтобы
не давать местным христианам муче-
нического примера. Император рас-
считывал, что долгий путь к месту
казни и смерть на арене римского
цирка помогут изгладить имя святи-
теля из памяти христиан.