29-й день
479
Возблагодарив Бога за Его вели-
кие милости и вручив Ему свою
паству, святитель Игнатий, сопро-
вождаемый воинами и несколькими
особенно преданными ему христи-
анами, отправился в путь. Замысел
Траяна не оправдался. Шествие свя-
того Игнатия в железных оковах
через Малую Азию и Македонию к
месту казни показало образец истин-
ной веры и готовности принять муки
за нее; святитель пользовался малей-
шей возможностью, чтобы проповедо-
вать христианам, стекавшимся из
близлежащих городов к местам оста-
новки узника. Так, после долгого и
утомительного плавания морем, сой-
дя на берег в Смирне, он провел
несколько дней со своим другом епис-
копом Поликарпом Смирнским, да-
вая наставления верующим и свя-
щеннослужителям и увещевая их не
бояться смерти и не скорбеть о нем. В
Смирне святой Игнатий написал че-
тыре из семи дошедших до нас
посланий: к ефесянам, римлянам,
магнезийцам и траллийцам. Из Тро-
ады, где его ждало радостное изве-
стие о прекращении гонений на хри-
стиан в Антиохии, он писал к фила-
дельфийцам, смирнянам и к еписко-
пу Поликарпу, учитывая при этом
положение и нужды каждой из
Церквей.
В своих посланиях святитель Иг-
натий изложил православное учение
о Лице Иисуса Христа, как Богочело-
века и Искупителя, о единстве Все-
ленской Церкви, о Святом Духе и о
Таинствах. Все послания его одушев-
лены призывом хранить единство
веры, прекратить расколы, соблюдать
церковную иерархию и повиноваться
епископам.
В Риме святитель Игнатий был
встречен плачущими христианами,
предлагавшими освободить его. Свя-
титель, исполненный веры и желания
пострадать за Христа, просил не
искать путей к его освобождению и
лишь усердно молиться о внешнем и
внутреннем мире Церкви.
20 декабря 107 года, в день языче-
ского праздника, святого Игнатия
вывели на казнь. Увидев множество
народа, собравшегося в цирке, он
громко воскликнул: «Мужи римские,
зрители моего подвига! Знайте, что я
осужден на смерть не ради злодеяния,
но ради Единого моего Бога, любовью
к Которому я объят и к Которому
стремлюсь. Я Его пшеница и буду
смолот зубами зверей, чтобы соде-
латься Ему чистым хлебом».
Дошедшее до нас предание пове-
ствует, что, идя на смерть, святой
Игнатий непрерывно повторял Имя
Иисуса Христа. На вопрос стражни-
ка, почему он это делает, святитель
ответил, что носит это Имя в сердце
своем, «а Кто запечатлен в моем
сердце, Того я устами исповедую».
После казни, среди обглоданных льва-
ми костей, было найдено нетронутым
сердце святого Игнатия. Разрезав
сердце, язычники с изумлением уви-
дели, что в нем было начертано
золотыми буквами «Иисус Христос».
В ночь после своей кончины свя-
титель явился многим христианам в
видениях, утешая скорбящих и мо-
лясь о Церкви. Честные останки
священномученика были собраны
римскими, а также сопровождавши-
ми святителя антиохийскими христи-
анами и с пением псалмов положены
во гроб, который с большими почестя-
ми хранился в окрестностях Рима.
Император Траян, узнав о муже-
ственной кончине святого, раскаялся
в содеянном и прекратил гонение.
В 108 году мощи священномуче-
ника Игнатия были перенесены и
положены в предместье Антиохии, за
Дафийскими воротами. Второе пере-
несение, которое празднуется Право-
славной Церковью 29 января, было
совершено в 438 году. Император
Феодосии П (408?450), посвятив
древнейший языческий храм Форту-
ны во имя святого Игнатия, приказал
перенести его святые мощи в Анти-
охию. После взятия города персами
мощи святого Игнатия были возвра-
щены в Рим и положены в храме в
честь священномученика Папы Кли-
мента в 540 году (по другим источни-
кам, в 637 году).