29-й день
493
Преемником его на Пермской ка-
федре стал архимандрит московского
Чудовского монастыря Питирим
(1"1456, память 19 августа), изве-
стный современникам не только сво-
ими иноческими подвигами, но и
высокой образованностью.
Известно, что святитель Питирим
родился в Ярославле, где еще юношей
принял монашеский постриг и был
руководим опытным в духовной жиз-
ни старцем. Во время иноческого
служения святым Питиримом были
составлены жизнеописание и канон
Митрополиту Московскому Алексию
(+1378, память 12 февраля). Прибыв
в бедствующую епархию, епископ
первым делом разослал послания к
вогулам и вятичам, призывая их не
тревожить мирных зырян. Но миро-
любивые слова святителя лишь укре-
пили грабителей в чувстве собствен-
ной безнаказанности. Давний враг
зырян вогульский князек Асыка ста-
новился все более и более дерзким и
нападал на христианское население,
грабя и убивая. Ревностный архипа-
стырь Питирим не щадил ни мона-
стырских, ни своих личных средств,
чтобы ослабить зло и облегчить бед-
ствующее положение своей паствы.
Святителю приходилось не раз ездить
в Москву, испрашивая защиты для
зырян, но русским князьям, занятым
борьбой за великокняжеский престол,
не было дела до бедствий маленького
народа. Наконец, когда разбойниче-
ские нападения Асыки стали распро-
страняться за пределы Великой Пер-
ми, новгородские владельцы земель
по Ваге и Двине Василий Своезем-
цев и Михаил Яковлев со своими
дружинами прошли до Урала и усми-
рили вогулов. Коварный Асыка, зата-
ив ненависть, был вынужден покля-
сться не тревожить более христиан.
Получив свободу, он отправился на
Печору, ожидая лишь удаления нов-
городцев, чтобы снова начать опусто-
шительные набеги.
Святитель Питирим с удвоенной
силой стал продолжать свое архипа-
стырское служение, он объезжал свою
огромную епархию, беседовал с наро-
дом в храмах и домах, и, что особенно
любил, проповедовал под открытым
небом.
В 1447 году святитель Питирим
был вызван для составления соборно-
го послания в Москву, где он просил у
великого князя помощи для зырян.
По его ходатайству с пострадавших
от набегов зырянских семей были
сняты подати.
Одним из главных устремлений
святителя Питирима стало распро-
странение среди народа духовных
книг. Итогом его деятельности по
проповедыванию Слова Христова
явилось обращение в христианство
части вогулов, живших вблизи Пер-
ми. Слух о крещении своих «поддан-
ных» пробудил в Асыке бешеную
ярость, и он стал готовиться к мести.
Летом 1455 года, вооружив свои
отряды луками и стрелами, со всевоз-
можными предосторожностями, во-
гульский князь на плотах спустился
по реке Вычегде; призвав по дороге
корыстолюбиво настроенных вяти-
чей, он достигнул вскоре Усть-Выми.
Был воскресный день. После ли-
тургии святитель Питирим, клир и
народ совершали молебен на боль-
шом мысу. Увидев плывшие по реке
плоты, прикрытые ветками деревьев,
престарелый архипастырь понял, что
это не могло быть случайностью. Он
преклонил колена и помолился Богу,
троекратно осенив крестом мона-
стырь, церкви и город. Затем, предви-
дя близкую кончину, владыка обра-
тился к народу: «Возлюбленные
братья и чада мои! Господь восхотел
предать меня немилосердным вогу-
лам на смерть... Я готов умереть за
Господа Бога моего, и лучше мне
одному погибнуть, нежели нам всем».
Но верная святителю паства, проли-
вая слезы, не трогалась с места, хотя
враг был уже близко. Святитель Пи-
тирим продолжал уговаривать хри-
стиан укрыться и, когда вогулы вы-
сыпали на берег, народ разбежался,
оставив святителя одного, готовя-
щимся принять добровольные муки.
Владыка Пермский был зверски
замучен разбойниками, которые, со-
вершив злодеяние, скрылись, уведя в
плен многих жителей.
Сорок дней, пока не был получен
ответ из Москвы, тело святого Пити-
рима оставалось в срубе, сооружен-
ном на месте мученической кончи-
ны, и, несмотря на знойный август,
тление не коснулось его. Со всей
Перми стекались толпы скорбящего
народа, чтобы поклониться святите-
лю, который при всеобщем плаче был
погребен рядом со святителем Гераси-