|
|||
29-й день
|
493
|
||
|
|||
Преемником его на Пермской ка-
федре стал архимандрит московского Чудовского монастыря Питирим (1"1456, память 19 августа), изве- стный современникам не только сво- ими иноческими подвигами, но и высокой образованностью. Известно, что святитель Питирим
родился в Ярославле, где еще юношей принял монашеский постриг и был руководим опытным в духовной жиз- ни старцем. Во время иноческого служения святым Питиримом были составлены жизнеописание и канон Митрополиту Московскому Алексию (+1378, память 12 февраля). Прибыв в бедствующую епархию, епископ первым делом разослал послания к вогулам и вятичам, призывая их не тревожить мирных зырян. Но миро- любивые слова святителя лишь укре- пили грабителей в чувстве собствен- ной безнаказанности. Давний враг зырян вогульский князек Асыка ста- новился все более и более дерзким и нападал на христианское население, грабя и убивая. Ревностный архипа- стырь Питирим не щадил ни мона- стырских, ни своих личных средств, чтобы ослабить зло и облегчить бед- ствующее положение своей паствы. Святителю приходилось не раз ездить в Москву, испрашивая защиты для зырян, но русским князьям, занятым борьбой за великокняжеский престол, не было дела до бедствий маленького народа. Наконец, когда разбойниче- ские нападения Асыки стали распро- страняться за пределы Великой Пер- ми, новгородские владельцы земель по Ваге и Двине Василий Своезем- цев и Михаил Яковлев со своими дружинами прошли до Урала и усми- рили вогулов. Коварный Асыка, зата- ив ненависть, был вынужден покля- сться не тревожить более христиан. Получив свободу, он отправился на Печору, ожидая лишь удаления нов- городцев, чтобы снова начать опусто- шительные набеги. Святитель Питирим с удвоенной
силой стал продолжать свое архипа- стырское служение, он объезжал свою огромную епархию, беседовал с наро- дом в храмах и домах, и, что особенно любил, проповедовал под открытым небом. В 1447 году святитель Питирим
был вызван для составления соборно- го послания в Москву, где он просил у |
великого князя помощи для зырян.
По его ходатайству с пострадавших от набегов зырянских семей были сняты подати. Одним из главных устремлений
святителя Питирима стало распро- странение среди народа духовных книг. Итогом его деятельности по проповедыванию Слова Христова явилось обращение в христианство части вогулов, живших вблизи Пер- ми. Слух о крещении своих «поддан- ных» пробудил в Асыке бешеную ярость, и он стал готовиться к мести. Летом 1455 года, вооружив свои отряды луками и стрелами, со всевоз- можными предосторожностями, во- гульский князь на плотах спустился по реке Вычегде; призвав по дороге корыстолюбиво настроенных вяти- чей, он достигнул вскоре Усть-Выми. Был воскресный день. После ли-
тургии святитель Питирим, клир и народ совершали молебен на боль- шом мысу. Увидев плывшие по реке плоты, прикрытые ветками деревьев, престарелый архипастырь понял, что это не могло быть случайностью. Он преклонил колена и помолился Богу, троекратно осенив крестом мона- стырь, церкви и город. Затем, предви- дя близкую кончину, владыка обра- тился к народу: «Возлюбленные братья и чада мои! Господь восхотел предать меня немилосердным вогу- лам на смерть... Я готов умереть за Господа Бога моего, и лучше мне одному погибнуть, нежели нам всем». Но верная святителю паства, проли- вая слезы, не трогалась с места, хотя враг был уже близко. Святитель Пи- тирим продолжал уговаривать хри- стиан укрыться и, когда вогулы вы- сыпали на берег, народ разбежался, оставив святителя одного, готовя- щимся принять добровольные муки. Владыка Пермский был зверски
замучен разбойниками, которые, со- вершив злодеяние, скрылись, уведя в плен многих жителей. Сорок дней, пока не был получен
ответ из Москвы, тело святого Пити- рима оставалось в срубе, сооружен- ном на месте мученической кончи- ны, и, несмотря на знойный август, тление не коснулось его. Со всей Перми стекались толпы скорбящего народа, чтобы поклониться святите- лю, который при всеобщем плаче был погребен рядом со святителем Гераси- |
||
|
|||