494
Месяц январь
мом в Усть-Вымском Благовещен-
ском кафедральном соборе.
Святитель Иона (1'1470, память 6
июня) был рукоположен на пермскую
кафедру в 1455 году, вскоре после
мученической кончины святителя
Питирима. Нужно было иметь боль-
шую самоотверженность и предан-
ность воле Божией, чтобы принять
место, обагренное кровью двух его
предшественников. Те же самые тру-
ды и лишения ожидали владыку
Иону, та же опасность в лице затаив-
шихся, но не смирившихся до конца
вогульских князей.
В 1458?1459 годах московская
рать, показав свою грозную силу, на
долгое время утвердила на Пермской
земле спокойствие и безопасность.
Владыка Иона, воспользовавшись
покровительством великого князя, по-
ручившего устюжанам и новгород-
цам оберегать Пермь от набегов вогу-
лов, установил в ее обширных грани-
цах твердый порядок и общественное
спокойствие.
Его неусыпные попечения о благе
Церкви, бескорыстная готовность со-
действовать улучшению нравствен-
ного и хозяйственного быта зырян,
отеческая ко всем благотворитель-
ность привлекли к нему народ.
Но главным подвигом святителя
Ионы было окончательное обращение
в христианство всей Великой Перми,
которую он, по выражению летопис-
ца, «добавив крести». В отдаленных
и глухих местах этой земли, по реке
Каме, жили народности, упорно дер-
жавшиеся язычества, поклонявшиеся
Войпелю и Золотой бабе. Посвятив
себя просвещению этих язычников,
святитель стойко переносил все лише-
ния и обиды, которым он подвергал-
ся, борясь с идолопоклонством. После
упорной борьбы с волхвами, вызвав-
шими святителя на прения о вере,
святитель Иона ясно показал народу
ничтожество языческих кумиров и
привел, таким образом, ко Христу
влиятельнейшего в тех местах князь-
ка, назвав его при Крещении Миха-
илом. Затем он мужественно присту-
пил к истреблению идолов: подсекал
почитаемые язычниками деревья,
сжигал кумирницы, обращая в хри-
стианство все новых и новых людей.
Вскоре он вызвал из Усть-Выми
опытных священников, чтобы они
продолжали утверждать веру Христо-
ву в сердцах новообращенных. Де-
ятельными и усердными помощника-
ми святителя Ионы в его апостоль-
ских подвигах были иноки Троицко-
Печерской пустыни (недалеко от Чер-
дыни), по кончине святителя испол-
нявшие в тех краях обязанности
приходских священников.
Как бы предчувствуя близость
своей кончины, святитель Иона в
последние годы особенно стремился
укрепить благочестие в своих просто-
душных пасомых, не щадя своих
старческих сил, выкорчевывал язы-
ческие обычаи и традиции. Усилиями
пермского Владыки открывались но-
вые церкви, причем нередко на
местах языческих капищ. При хра-
мах учреждались школы, где обуча-
лись новообращенные.
На пятнадцатом году своего свя-
тительского служения 6 июня 1470
года святитель Иона тихо и мирно
почил в Усть-Вьши. Тело его было
положено в том же Благовещенском
соборе по левую сторону от его пред-
шественников, святителей Герасима
и Питирима.
В 1607 году над их гробницею
была установлена икона, изображав-
шая святителей во весь рост. По
соборному постановлению, утвер-
жденному Святейшим Патриархом
Брмогеиом, определено было общее
празднование святителям Пермским
29 января.