|
|||
494
|
Месяц январь
|
||
|
|||
мом в Усть-Вымском Благовещен-
ском кафедральном соборе. Святитель Иона (1'1470, память 6
июня) был рукоположен на пермскую кафедру в 1455 году, вскоре после мученической кончины святителя Питирима. Нужно было иметь боль- шую самоотверженность и предан- ность воле Божией, чтобы принять место, обагренное кровью двух его предшественников. Те же самые тру- ды и лишения ожидали владыку Иону, та же опасность в лице затаив- шихся, но не смирившихся до конца вогульских князей. В 1458?1459 годах московская
рать, показав свою грозную силу, на долгое время утвердила на Пермской земле спокойствие и безопасность. Владыка Иона, воспользовавшись покровительством великого князя, по- ручившего устюжанам и новгород- цам оберегать Пермь от набегов вогу- лов, установил в ее обширных грани- цах твердый порядок и общественное спокойствие. Его неусыпные попечения о благе
Церкви, бескорыстная готовность со- действовать улучшению нравствен- ного и хозяйственного быта зырян, отеческая ко всем благотворитель- ность привлекли к нему народ. Но главным подвигом святителя
Ионы было окончательное обращение в христианство всей Великой Перми, которую он, по выражению летопис- ца, «добавив крести». В отдаленных и глухих местах этой земли, по реке Каме, жили народности, упорно дер- жавшиеся язычества, поклонявшиеся Войпелю и Золотой бабе. Посвятив себя просвещению этих язычников, святитель стойко переносил все лише- ния и обиды, которым он подвергал- ся, борясь с идолопоклонством. После упорной борьбы с волхвами, вызвав- шими святителя на прения о вере, святитель Иона ясно показал народу |
ничтожество языческих кумиров и
привел, таким образом, ко Христу влиятельнейшего в тех местах князь- ка, назвав его при Крещении Миха- илом. Затем он мужественно присту- пил к истреблению идолов: подсекал почитаемые язычниками деревья, сжигал кумирницы, обращая в хри- стианство все новых и новых людей. Вскоре он вызвал из Усть-Выми
опытных священников, чтобы они продолжали утверждать веру Христо- ву в сердцах новообращенных. Де- ятельными и усердными помощника- ми святителя Ионы в его апостоль- ских подвигах были иноки Троицко- Печерской пустыни (недалеко от Чер- дыни), по кончине святителя испол- нявшие в тех краях обязанности приходских священников. Как бы предчувствуя близость
своей кончины, святитель Иона в последние годы особенно стремился укрепить благочестие в своих просто- душных пасомых, не щадя своих старческих сил, выкорчевывал язы- ческие обычаи и традиции. Усилиями пермского Владыки открывались но- вые церкви, причем нередко на местах языческих капищ. При хра- мах учреждались школы, где обуча- лись новообращенные. На пятнадцатом году своего свя-
тительского служения 6 июня 1470 года святитель Иона тихо и мирно почил в Усть-Вьши. Тело его было положено в том же Благовещенском соборе по левую сторону от его пред- шественников, святителей Герасима и Питирима. В 1607 году над их гробницею
была установлена икона, изображав- шая святителей во весь рост. По соборному постановлению, утвер- жденному Святейшим Патриархом Брмогеиом, определено было общее празднование святителям Пермским 29 января. |
||
|
|||