Приложение
607
С 1892 года в течение шести лет
святитель Владимир управлял Гру-
зинским Экзархатом в сане архи-
епископа Карталинского и Кахе-
тинского. Возглавляя Тбилисскую
кафедру, он неустанно трудился
над духовным просвещением разно-
племенного населения, укреплени-
ем и распространением православ-
ной веры на Кавказе. В результате
его неутомимых трудов было постро-
ено и возобновлено более ста храмов,
открыто свыше 300 церковнопри-
ходских школ, устроена духовная
семинария в Кутаиси.
С 1898 года владыка Владимир ?
митрополит Московский и Коломен-
ский. На древней кафедре великих
святителей Московских во всей пол-
ноте раскрылись его разносторонние
дарования. Он открывает многочис-
ленные просветительские курсы, об-
щеобразовательные чтения для рабо-
чих в народных домах и публичные
богословские чтения для интелли-
генции, устраивает благотворитель-
ные общества, миссионерские брат-
ства, богадельни и приюты.
Будучи духовным руководителем
преподобномученицы Великой кня-
гини Елисаветы Феодоровны, митро-
полит Владимир оказал ей содейст-
вие в основании Марфо-Мариинской
обители.
Вспоминая о служении святителя
в Москве, один из его современников
писал: «Кроткий и смиренный, ниче-
го для себя лично никогда не искав-
ший, правдолюбивый и честный,
владыка Владимир постепенно вос-
ходил на высоту иерархической лест-
ницы. Он привлек сердца церковной
и патриотической России в дни все-
общего шатания и измены (1904?
1905), когда немногие оставались
верными долгу и присяге, твердыми
в защите Православной Церкви».
В 1912 году Высокопреосвящен-
ный Владимир был назначен митро-
политом Санкт-Петербургским и
Ладожским с присвоением ему зва-
ния и прав Первенствующего члена
Святейшего Синода. Три года управ-
ления тогдашней столичной епархи-
ей оказались чрезвычайно трудны-
ми. Святитель Тихон, Патриарх
Московский и всея Руси, позднее
так говорил о деятельности владыки
Владимира в тот период: «Он был
верен канонам Святой Православ-
ной Церкви, преданиям отеческим
и безбоязненно и смело, честно и
благородно исповедовал эту снедаю-
щую его ревность перед всеми, ка-
кими бы последствиями это не со-
провождалось» .
В ноябре 1915 года митрополит
Владимир был переведен в Киев.
Октябрьский переворот 1917 года
вызвал нестроения в церковной жиз-
ни на Украине. Состоявшийся в то
время в Киеве епархиальный съезд
клира и мирян образовал самочин-
ное управление, стремясь к созда-
нию «независимой» Украинской
Церкви. Митрополит Владимир при-
зывал пастырей и пасомых избегать
вражды и препятствовать расколу,
сохраняя Церковь в единстве и чис-
тоте Православия, В адрес святителя
Владимира стали высказывать ос-
корбления и поступать угрозы, одна-
ко он, предвидя свою Голгофу, оста-
вался непреклонен.
С приходом в Киев гражданской
войны и захватом большевиками го-
рода начались невиданные там дото-
ле грабежи и насилия, сопровождав-
шиеся осквернением монастырей и
храмов, святынь Киево-Печерской
Лавры.
25 января 1918 года вооруженные
люди ворвались в покои митрополи-
та Владимира и после издевательств
над ним вывели его за стены Лавры и
расстреляли. Перед смертью архипа-
стырь совершил молитву, благосло-
вил своих убийц и сказал: «Господь
вас да простит». Найденное братией
тело священномученика было изуве-
чено множеством колотых и огнест-
рельных ран.
Мученическая кончина святите-
ля Владимира явилась началом Дли-
тельного периода гонений на Рус-
скую Православную Церковь, во
время которых бесчисленное множе-
ство клириков и мирян приняло му-
ченические венцы, свидетельствуя о
вере Христовой «даже до смерти»
(Откр. 12, 11).
Честные мощи священномучени-
ка Владимира были обретены летом
1992 года и положены в Ближних
пещерах Киево-Печерской Лавры.
Память его совершается 25 января и
в день Собора новомучеников и испо-
ведников Российских.