|
|
|
|
|
|||
|
Приложение
|
607
|
||
|
|
|||
|
С 1892 года в течение шести лет
святитель Владимир управлял Гру- зинским Экзархатом в сане архи- епископа Карталинского и Кахе- тинского. Возглавляя Тбилисскую кафедру, он неустанно трудился над духовным просвещением разно- племенного населения, укреплени- ем и распространением православ- ной веры на Кавказе. В результате его неутомимых трудов было постро- ено и возобновлено более ста храмов, открыто свыше 300 церковнопри- ходских школ, устроена духовная семинария в Кутаиси. С 1898 года владыка Владимир ?
митрополит Московский и Коломен- ский. На древней кафедре великих святителей Московских во всей пол- ноте раскрылись его разносторонние дарования. Он открывает многочис- ленные просветительские курсы, об- щеобразовательные чтения для рабо- чих в народных домах и публичные богословские чтения для интелли- генции, устраивает благотворитель- ные общества, миссионерские брат- ства, богадельни и приюты. Будучи духовным руководителем
преподобномученицы Великой кня- гини Елисаветы Феодоровны, митро- полит Владимир оказал ей содейст- вие в основании Марфо-Мариинской обители. Вспоминая о служении святителя
в Москве, один из его современников писал: «Кроткий и смиренный, ниче- го для себя лично никогда не искав- ший, правдолюбивый и честный, владыка Владимир постепенно вос- ходил на высоту иерархической лест- ницы. Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни все- общего шатания и измены (1904? 1905), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви». В 1912 году Высокопреосвящен-
ный Владимир был назначен митро- политом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему зва- ния и прав Первенствующего члена Святейшего Синода. Три года управ- ления тогдашней столичной епархи- ей оказались чрезвычайно трудны- ми. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, позднее так говорил о деятельности владыки Владимира в тот период: «Он был |
верен канонам Святой Православ-
ной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедаю- щую его ревность перед всеми, ка- кими бы последствиями это не со- провождалось» . В ноябре 1915 года митрополит
Владимир был переведен в Киев. Октябрьский переворот 1917 года
вызвал нестроения в церковной жиз- ни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочин- ное управление, стремясь к созда- нию «независимой» Украинской Церкви. Митрополит Владимир при- зывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чис- тоте Православия, В адрес святителя Владимира стали высказывать ос- корбления и поступать угрозы, одна- ко он, предвидя свою Голгофу, оста- вался непреклонен. С приходом в Киев гражданской
войны и захватом большевиками го- рода начались невиданные там дото- ле грабежи и насилия, сопровождав- шиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской Лавры. 25 января 1918 года вооруженные
люди ворвались в покои митрополи- та Владимира и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры и расстреляли. Перед смертью архипа- стырь совершил молитву, благосло- вил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Найденное братией тело священномученика было изуве- чено множеством колотых и огнест- рельных ран. Мученическая кончина святите-
ля Владимира явилась началом Дли- тельного периода гонений на Рус- скую Православную Церковь, во время которых бесчисленное множе- ство клириков и мирян приняло му- ченические венцы, свидетельствуя о вере Христовой «даже до смерти» (Откр. 12, 11). Честные мощи священномучени-
ка Владимира были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Память его совершается 25 января и в день Собора новомучеников и испо- ведников Российских. |
||
|
|
|||