18-й день
87
тические сочинения, в которых отста-
ивал чистоту православного вероуче-
ния. Особое значение в полемике с
арианами имели «История ариан для
монахов», «Четыре слова против ари-
Святитель Кирилл, архиепи-
скоп
Александрийский, величай-
ший богослов, родился в Александ-
рии во 2 половине IV века в знатной и
благочестивой христианской семье.
Он получил блестящее воспитание и
образование: в совершенстве изучил
светские греческие науки, в том числе
философию, но более всего преуспел в
познании истин христианской веры и
в разумении Священного Писания. В
юности святой Кирилл поступил в
скит святого Макария в Нитрийских
горах. Через 6 лет он был посвящен
Александрийским Патриархом Фе-
офилом (385?412) в сан диакона, а
затем возведен в архидиакона. Пат-
риарх Феофил, видя необычайные
способности и зная целомудрен-
ный образ жизни молодого кли-
рика, поручил ему произносить про-
поведи.
В 412 году, после смерти Патриар-
ха Феофила, святой Кирилл был
избран первосвятителем Алексан-
дрийской Церкви. Став Патриархом,
он возглавил борьбу с распространив-
шейся в Александрии ересью новаци-
анов, которые утверждали, подобно
фарисеям, свою непричастность к
греху и не принимали покаяние тех,
кто во время гонения принес жертвы
идолам, но немилосердно осуждали
таковых на вечное отлучение от
Церкви. Святитель Кирилл, оберегая
свою паству от этого противного духу
евангельской любви учения, изгнал
еретиков из Александрии.
Но более опасными были те иудеи,
которые, покровительствуемые пра-
вителем Александрии Орестом, по-
стоянно устраивали мятежи и загово-
ры против христиан, часто посягали
на их жизнь. После устроенного иуде-
ями массового избиения христиан,
святитель Кирилл с оставшимися в
живых сподвижниками изгнал из
города врагов веры Христовой. Через
некоторое время он добился у импера-
тора Феодосия Младшего (408?450)
отстранения от власти Ореста и нака-
зания виновных.
Просвещенный и ревностный па-
стырь Александрийской Церкви неу-
ан», «Книга о Троице и о Духе
Святом». Святителю Афанасию при-
надлежит также жизнеописание пре-
подобного Антония Великого (память
17 января).
станно проповедовал Слово Божие,
изъяснял своей пастве Священное
Писание. Тогда же им были написа-
ны некоторые догматические сочине-
ния, например, толкование на Еван-
гелие Иоанна, несколько книг о Свя-
той Троице, сочинения о поклонении
Богу в духе и истине, «Глафира, или
сокровенные мысли пятокнижия».
В 429 году в монастырях египет-
ской пустыни распространилась
ересь Нестория (Константинополь-
ский Патриарх с 429 по 431 год). Нес-
торий утверждал, что Пресвятую Де-
ву не следует называть Богородицей,
так как она родила не Бога, а Чело-
века, Который через наитие Святого
Духа стал Христом, т. е. помазанни-
ком Божиим, и Слово Божие пребыва-
ло с Ним в особом нравственном
или относительном соединении. Он
называл Богородицу сначала «Чело-
векородицею», но так как это вызва-
ло всеобщее негодование, то в виде
компромисса Несторий предложил
новое название «Христородица».
Православным христианам было яс-
но, что речь шла не о терминологии, а
об основах христианской догматики,
а именно о догмате Боговоплощения.
Когда молва о новой ереси достиг-
ла египетских пустынь, монахи стали
приходить к святому Патриарху Ки-
риллу, требуя от него защиты Право-
славия. Святитель Кирилл обнаро-
довал послание «К отшельникам», в
котором, не называя имени Нестория,
осуждал его мнение. Затем он отпра-
вил несколько увещевательных пос-
ланий к самому Несторию, содержав-
ших обширный трактат о догмате
Боговоплощения. В то же время он
написал письма к императору Феодо-
сию, поддерживавшему ересь, и к его
сестрам. Для просвещения народа
святитель написал «Пять книг против
Нестория». В Александрии был соз-
ван Поместный Собор, обличавший
несторианство. Однако Несторий не
внял вразумлению святого Кирилла и
в свою очередь написал ряд посланий,
защищавших свое учение и обвиняв-
ших в ереси святого Кирилла. Споры
и раздоры между ними приобрели