![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
88
|
Месяц январь
|
||
|
|||
настолько острый характер, что импе-
ратор Феодосии, по просьбе обеих сторон, объявил о созыве Вселенского Собора. В 431 году в г. Ефесе собрался III
Вселенский Собор, на который при- были около 200 епископов от всех христианских Церквей. Сторонник Нестория Патриарх Антиохийский Иоанн и сирские епископы опоздали на Собор. По этой причине Несторий не соглашался на открытие Собора и, когда он все-таки начал свою работу, не явился на заседание. Ефесский Собор, на котором председательство- вал святитель Кирилл, осудил учение Нестория как ересь. Несторий не подчинился Собору и не раскаялся, а прибывший Антиохийский Патриарх Иоанн открыл самостоятельный со- бор, который провозгласил святителя Кирилла еретиком. Враги Правосла- вия оклеветали святителя Кирилла, и он, по повелению императора, был заключен под стражу вместе с Ефесским епископом Мемноном. Но вскоре козни еретиков были разобла- чены, и святитель получил свободу. Несторий же был лишен сана и сослан в ссылку, где скончался в тяжких муках. 32 года управлял святитель Ки-
рилл Александрийской Церковью. В течение этого времени он очистил Церковь от всех бывших тогда ересей, написал много апологетических, дог- матических, изъяснительных и нра- воучительных сочинений. Личное благочестие подвижника соединялось в нем с мудростью наставника и ревностного защитника Правосла- вия. Большинство полемических сочи-
нений святителя Кирилла написаны против ереси Нестория (самое обшир- ное из них?«Пять книг против Не- стория»). В спорах с Несторием святи- тель Кирилл объяснял не только принятие человеческого естества Бо- жеством в личное единение во Христе Иисусе, но и искупительное значение Иисуса Христа?через выявление |
порчи человечества в Адаме и утвер-
ждение благодатной силы Евхари- стии. Святитель обличал и других еретиков. Так, против нечестия Ария и Евномия направлено сочинение «Сокровище», раскрывающее догмат о Пресвятой Троице. На эту же тему им были написаны еще два неболь- ших догматических сочинения, изла- гавших учение о Святой Троице и о Боговоплощении. Особое значе- ние в учении святителя Кирилла Александрийского о Святой Троице имеет положение об исхождении Свя- того Духа. Святитель Кирилл доказы- вает словами Писания, что Дух Свя- той есть Истинный Бог и Лицо, отдельное от Отца. Он пишет, что Святой Дух «имеет бытие от Отца и одного с Ним естества,? но не по рождению, а как знает Един, веда- ющий Сына, и Един, знающий Отца,и Он Сам Единый, ведающий Отца и Сына...» Те же мысли относительно исхождения Святого Духа святитель Кирилл излагал и в частных письмах, например, к Иоанну, Патриарху Антиохийскому: «Никак мы не тер- пим того, чтобы попрана была кем- либо та Вера, или тот Символ веры, который издан святыми отцами Ни- кейскими.,, не сами они говорили, но Дух Бога и Отца, Который хотя исходит из Него, но не чужд Сыну по отношению к сущности». Святитель Кирилл скончался мир-
но в 444 году. При его кончине предстояла Сама Пречистая Матерь Божия, Которой он верно служил в течение земной жизни. 18 января Церковью установлено
совместное празднование двум выда- ющимся святителям Александрий- ской Церкви ? святителю Афанасию (1"373) и святителю Кириллу за их многолетние великие труды и подви- ги, понесенные в защиту догматов Вселенской Церкви против еретиков. Каждому из этих отцов Церкви
установлено и отдельное празднова- ние: святителю Афанасию?2 мая, святителю Кириллу?9 июня. |
||
|
|||