88
Месяц январь
настолько острый характер, что импе-
ратор Феодосии, по просьбе обеих
сторон, объявил о созыве Вселенского
Собора.
В 431 году в г. Ефесе собрался III
Вселенский Собор, на который при-
были около 200 епископов от всех
христианских Церквей. Сторонник
Нестория Патриарх Антиохийский
Иоанн и сирские епископы опоздали
на Собор. По этой причине Несторий
не соглашался на открытие Собора и,
когда он все-таки начал свою работу,
не явился на заседание. Ефесский
Собор, на котором председательство-
вал святитель Кирилл, осудил учение
Нестория как ересь. Несторий не
подчинился Собору и не раскаялся, а
прибывший Антиохийский Патриарх
Иоанн открыл самостоятельный со-
бор, который провозгласил святителя
Кирилла еретиком. Враги Правосла-
вия оклеветали святителя Кирилла, и
он, по повелению императора, был
заключен под стражу вместе с
Ефесским епископом Мемноном. Но
вскоре козни еретиков были разобла-
чены, и святитель получил свободу.
Несторий же был лишен сана и
сослан в ссылку, где скончался в
тяжких муках.
32 года управлял святитель Ки-
рилл Александрийской Церковью. В
течение этого времени он очистил
Церковь от всех бывших тогда ересей,
написал много апологетических, дог-
матических, изъяснительных и нра-
воучительных сочинений. Личное
благочестие подвижника соединялось
в нем с мудростью наставника и
ревностного защитника Правосла-
вия.
Большинство полемических сочи-
нений святителя Кирилла написаны
против ереси Нестория (самое обшир-
ное из них?«Пять книг против Не-
стория»). В спорах с Несторием святи-
тель Кирилл объяснял не только
принятие человеческого естества Бо-
жеством в личное единение во Христе
Иисусе, но и искупительное значение
Иисуса Христа?через выявление
порчи человечества в Адаме и утвер-
ждение благодатной силы Евхари-
стии. Святитель обличал и других
еретиков. Так, против нечестия Ария
и Евномия направлено сочинение
«Сокровище», раскрывающее догмат
о Пресвятой Троице. На эту же тему
им были написаны еще два неболь-
ших догматических сочинения, изла-
гавших учение о Святой Троице и
о Боговоплощении. Особое значе-
ние в учении святителя Кирилла
Александрийского о Святой Троице
имеет положение об исхождении Свя-
того Духа. Святитель Кирилл доказы-
вает словами Писания, что Дух Свя-
той есть Истинный Бог и Лицо,
отдельное от Отца. Он пишет, что
Святой Дух «имеет бытие от Отца и
одного с Ним естества,? но не по
рождению, а как знает Един, веда-
ющий Сына, и Един, знающий Отца,и
Он Сам Единый, ведающий Отца и
Сына...» Те же мысли относительно
исхождения Святого Духа святитель
Кирилл излагал и в частных письмах,
например, к Иоанну, Патриарху
Антиохийскому: «Никак мы не тер-
пим того, чтобы попрана была кем-
либо та Вера, или тот Символ веры,
который издан святыми отцами Ни-
кейскими.,, не сами они говорили, но
Дух Бога и Отца, Который хотя
исходит из Него, но не чужд Сыну по
отношению к сущности».
Святитель Кирилл скончался мир-
но в 444 году. При его кончине
предстояла Сама Пречистая Матерь
Божия, Которой он верно служил в
течение земной жизни.
18 января Церковью установлено
совместное празднование двум выда-
ющимся святителям Александрий-
ской Церкви ? святителю Афанасию
(1"373) и святителю Кириллу за их
многолетние великие труды и подви-
ги, понесенные в защиту догматов
Вселенской Церкви против еретиков.
Каждому из этих отцов Церкви
установлено и отдельное празднова-
ние: святителю Афанасию?2 мая,
святителю Кириллу?9 июня.