106
Месяц июль
дни», святители Киприан и Арсений,
сопровождаемые архиереями, уже
бывшими в Твери с первой миссией
Московского Предстоятеля, а также
епископами Рязанским Иеремией и
Звенигородским Даниилом, приеха-
ли в город. «... И возрадовася князь
велики о пришествии митрополиче»,
а с ним и все жители, и просили
Арсения принять пастырский жезл.
Святитель Арсений по смирению и
любви к уединению долго отрекал-
ся от столь высокого сана. Его про-
должали огорчать беспорядки?
последствия конфликта между кня-
зем и епископом Евфимием: «И едва
умолиша протодьякона Арсениа мит-
рополичя быти епископом в Тфери,
боашебося вражды и многих браней».
И только под угрозой отлучения от
Церкви за неподчинение воле Собора
святой Арсений согласился и был
возведен на архиерейский престол.
Епископскую хиротонию в Спасо-
Преображенском соборе города Твери
совершили 15 августа 1390 года три
митрополита и четыре епископа.
Начало архиерейского служения
епископа Арсения?великого молит-
венника и миротворца?было посвя-
щено прекращению нестроений и
раздоров в Тверском княжестве и
утверждению согласия, любви и
единомыслия в вверенной ему па-
стве. Одной из ярких сторон пастыр-
ского служения святителя была про-
поведь Евангелия. Святитель Арсе-
ний был неусыпный проповедник
слова Божия. В каждое священнодей-
ствие предлагал он народу какое-либо
поучение, и не только в храме, но и в
своем доме. Во время бесед никого не
отпускал без наставления или утеше-
ния.
Немаловажное значение епископ
Тверской оказывал на ход общецер-
ковных дел. В 1396 году святитель
Арсений прибыл в Москву на постав-
ление епископа Ростовского Григо-
рия. В 1401 году он присутствовал
среди девяти архиереев на
Московском Соборе, осудившем архи-
епископа Новгородского Иоанна и
епископа Луцкого Савву. В третий
раз в 1403 году святитель Арсений
посетил Москву в связи с совещанием
по делам церковного управления.
Особую заботу проявлял святитель
Арсений о построении новых и ре-
ставрации старых храмов. В период
его епископства каменное зодчество
Твери приобрело широкий размах и
художественную значительность. Ис-
следования последних десятилетий
свидетельствуют о разнообразии ар-
хитектурных форм, использовавших-
ся тверскими зодчими в этот период;
применение белокаменной кладки,
украшение фасадов созвучны выда-
ющимся владимиро-суздальским па-
мятникам церковного зодчества
XII?ХШ столетий.
В 1391 году, вскоре после начала
архипастырского служения святителя
Арсения, в Твери закончилось соору-
жение надвратной церкви во имя
святителя Василия Великого. Твер-
ской князь Михаил Александрович,
получив в удел от своего отца город
Микулин, окружил его укреплениями
и построил на левом берегу реки
Шоши каменный собор во имя Архи-
стратига Михаила, который был освя-
щен святителем Арсением в 1398 го-
ДУ-
С 90-х годов XIV века расшири-
лось строительство в Старице?
втором после Твери города княже-
ства. По благословению святителя
Арсения здесь были сооружены собор
во имя Архистратига Михаила и
храм во имя святителя Николая
Чудотворца.
При святителе Арсении был об-
новлен кафедральный Спасо-
Преображенский собор?место его
епископского служения. Как отмеча-
ют письменные источники, основа-
тельный ремонт Преображенского со-
бора явился немаловажным событи-
ем для современников. В 1407 году
была сооружена восьмигранная со-
борная колокольня.
Несомненно также участие святи-
теля Арсения в основании в 1397?
1398 годах Тверского Саввина мона-
стыря? одного из центров русско-
афонских связей. Взаимосвязь этой
обители с Афоном осуществлялась
благодаря близости святителя Арсе-
ния с митрополитом Киприаном. Из-
вестно, что в Великой Лавре святого
Афанасия находилась большая груп-
па тверских книжников из Саввина
монастыря, сотрудничавших с афон-
скими писцами и переводчиками.
Не забывал святитель Арсений и
Киево-Печерской Лавры, где было
положено начало его иноческим под-
вигам. В память о киевских святынях