|
|||
106
|
Месяц июль
|
||
|
|||
дни», святители Киприан и Арсений,
сопровождаемые архиереями, уже бывшими в Твери с первой миссией Московского Предстоятеля, а также епископами Рязанским Иеремией и Звенигородским Даниилом, приеха- ли в город. «... И возрадовася князь велики о пришествии митрополиче», а с ним и все жители, и просили Арсения принять пастырский жезл. Святитель Арсений по смирению и любви к уединению долго отрекал- ся от столь высокого сана. Его про- должали огорчать беспорядки? последствия конфликта между кня- зем и епископом Евфимием: «И едва умолиша протодьякона Арсениа мит- рополичя быти епископом в Тфери, боашебося вражды и многих браней». И только под угрозой отлучения от Церкви за неподчинение воле Собора святой Арсений согласился и был возведен на архиерейский престол. Епископскую хиротонию в Спасо- Преображенском соборе города Твери совершили 15 августа 1390 года три митрополита и четыре епископа. Начало архиерейского служения
епископа Арсения?великого молит- венника и миротворца?было посвя- щено прекращению нестроений и раздоров в Тверском княжестве и утверждению согласия, любви и единомыслия в вверенной ему па- стве. Одной из ярких сторон пастыр- ского служения святителя была про- поведь Евангелия. Святитель Арсе- ний был неусыпный проповедник слова Божия. В каждое священнодей- ствие предлагал он народу какое-либо поучение, и не только в храме, но и в своем доме. Во время бесед никого не отпускал без наставления или утеше- ния. Немаловажное значение епископ
Тверской оказывал на ход общецер- ковных дел. В 1396 году святитель Арсений прибыл в Москву на постав- ление епископа Ростовского Григо- рия. В 1401 году он присутствовал среди девяти архиереев на Московском Соборе, осудившем архи- епископа Новгородского Иоанна и епископа Луцкого Савву. В третий раз в 1403 году святитель Арсений посетил Москву в связи с совещанием по делам церковного управления. Особую заботу проявлял святитель
Арсений о построении новых и ре- ставрации старых храмов. В период |
его епископства каменное зодчество
Твери приобрело широкий размах и художественную значительность. Ис- следования последних десятилетий свидетельствуют о разнообразии ар- хитектурных форм, использовавших- ся тверскими зодчими в этот период; применение белокаменной кладки, украшение фасадов созвучны выда- ющимся владимиро-суздальским па- мятникам церковного зодчества XII?ХШ столетий. В 1391 году, вскоре после начала
архипастырского служения святителя Арсения, в Твери закончилось соору- жение надвратной церкви во имя святителя Василия Великого. Твер- ской князь Михаил Александрович, получив в удел от своего отца город Микулин, окружил его укреплениями и построил на левом берегу реки Шоши каменный собор во имя Архи- стратига Михаила, который был освя- щен святителем Арсением в 1398 го- ДУ-
С 90-х годов XIV века расшири-
лось строительство в Старице? втором после Твери города княже- ства. По благословению святителя Арсения здесь были сооружены собор во имя Архистратига Михаила и храм во имя святителя Николая Чудотворца. При святителе Арсении был об-
новлен кафедральный Спасо- Преображенский собор?место его епископского служения. Как отмеча- ют письменные источники, основа- тельный ремонт Преображенского со- бора явился немаловажным событи- ем для современников. В 1407 году была сооружена восьмигранная со- борная колокольня. Несомненно также участие святи-
теля Арсения в основании в 1397? 1398 годах Тверского Саввина мона- стыря? одного из центров русско- афонских связей. Взаимосвязь этой обители с Афоном осуществлялась благодаря близости святителя Арсе- ния с митрополитом Киприаном. Из- вестно, что в Великой Лавре святого Афанасия находилась большая груп- па тверских книжников из Саввина монастыря, сотрудничавших с афон- скими писцами и переводчиками. Не забывал святитель Арсений и
Киево-Печерской Лавры, где было положено начало его иноческим под- вигам. В память о киевских святынях |
||
|
|||