2-й день
107
епископ Арсений основал в 1394 году
на берегу реки Тьмаки, в четырех
верстах от Твери, мужской Желтяков
монастырь. Через десять лет он зало-
жил в Желтиковой обители каменный
собор в честь Успения Пресвятой
Богородицы, как напоминание о
главном храме Киево-Печерской
Лавры.
В 1406 году по благословению
святителя Арсения в стенах Желтико-
ва монастыря положено начало созда-
нию древнейшей из известных редак-
ций Киево-Печерского Патерика, по-
лучившей название Арсеньевской.
Составитель редакции использовал
основную редакцию Патерика, допол-
нив ее новыми статьями?Житием
преподобного Феодосия, Похвалой
святому Феодосию и Сказанием о
начале Печерского монастыря.
По всей видимости, в той же
обители был создан летописный свод,
задуманный и составленный самим
святителем Арсением в последний
год его жизни ? в 1409 году.
Продолжали сохраняться и близ-
кие отношения святителя Арсения с
митрополитом Киприаном. Москов-
ский митрополит присылал в Тверь
«Лествицу», написанную им самим
еще в Константинополе. В 1402 году
по желанию епископа Арсения с нее
был сделан список. Расцвет духовной
культуры Твери в этот период был
прямым следствием ревностного ар-
хипастырского служения святителя
Арсения ? одного из образованней-
ших людей своего времени.
Помня о приближающейся кончи-
не, святой Арсений обтесал себе гроб
из большого белого камня, из другого
камня он сделал крышку. Гроб этот
святитель поставил в своей келлии,
чтобы постоянно иметь его пред гла-
зами и видеть предел своей жизни.
Вот что повествует Никоновский
летописец о кончине святителя Арсе-
ния: в четверг Соборной недели Вели-
кого поста, 28 февраля 1409 года,
святой Арсений «поболе главою, и в
полунощи словесный арган, умолкну
и затворися, и слово, и глас». 1 марта
святитель пригласил к себе князя
Тверского Иоанна Михайловича с
семьей, игумена Желтикова монасты-
ря, духовенство и некоторых бояр;
святитель Арсений исповедался,
приобщился Святых Тайн и после
совершения над ним таинства Елеос-
вящения благословил всех к нему
пришедших. В субботу, 2 марта, в
четвертом часу утра святой архипа-
стырь «дух предаде Господеви, и
бысть плач и вопль мног»; погребли
его «со псалмы и песньми надгробны-
ми» в Желтиковой обители, в притво-
ре правого придела Нерукотворного
Образа церкви Успения Пресвятой
Богородицы.
Великим молитвенником и за-
ступником тверитян был святитель
Арсений во время своей земной жиз-
ни. Еще больше возросла слава Твер-
ского епископа после его кончины?у
гроба со святыми мощами епископа
Арсения стали происходить многие
чудеса. В 1483 году при епископе
Тверском Вассиане мощи святителя
Арсения были обретены нетленными,
святителю было установлено местное
празднование, тогда же инок Феодо-
сии написал житие святого Арсения и
составил ему службу. В 1547 году по
инициативе епископа Тверского Ака-
кия на Московском Соборе было под-
тверждено почитание святителя. В
1655 году Святейший Патриарх Ни-
кон по просьбе архиепископа Твер-
ского Лаврентия прислал в Тверь
деревянную гробницу святителя Мос-
ковского Филиппа, в которую из ка-
менного гроба были переложены мо-
щи святителя Арсения.
Литература
1.  Платон, архимандрит. Истори-
ческое и статистическое описание
Тверского Успенского Желтикова мо-
настыря, с присовокуплением Жития
святого основателя оного, святителя
Арсения, епископа Тверского. Тверь,
1852.
2.     Борзаковский В. С. История
Тверского княжества. СПб., 1876.
3.  Виноградов И. Святитель Арсе-
ний, епископ Тверской. Тверь, 1909.
4.  Колосов В. И. Родина святителя
Арсения, епископа Тверского.?
Тверские епархиальные ведомости,
1909, ¦ 3?4.
5.  Святитель и чудотворец Арсе-
ний, епископ Тверской. 4-е изд. М.,
1900.
5. Тверской патерик. Казань,
1907.