|
|||
2-й день
|
107
|
||
|
|||
епископ Арсений основал в 1394 году
на берегу реки Тьмаки, в четырех верстах от Твери, мужской Желтяков монастырь. Через десять лет он зало- жил в Желтиковой обители каменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, как напоминание о главном храме Киево-Печерской Лавры. В 1406 году по благословению
святителя Арсения в стенах Желтико- ва монастыря положено начало созда- нию древнейшей из известных редак- ций Киево-Печерского Патерика, по- лучившей название Арсеньевской. Составитель редакции использовал основную редакцию Патерика, допол- нив ее новыми статьями?Житием преподобного Феодосия, Похвалой святому Феодосию и Сказанием о начале Печерского монастыря. По всей видимости, в той же
обители был создан летописный свод, задуманный и составленный самим святителем Арсением в последний год его жизни ? в 1409 году. Продолжали сохраняться и близ-
кие отношения святителя Арсения с митрополитом Киприаном. Москов- ский митрополит присылал в Тверь «Лествицу», написанную им самим еще в Константинополе. В 1402 году по желанию епископа Арсения с нее был сделан список. Расцвет духовной культуры Твери в этот период был прямым следствием ревностного ар- хипастырского служения святителя Арсения ? одного из образованней- ших людей своего времени. Помня о приближающейся кончи-
не, святой Арсений обтесал себе гроб из большого белого камня, из другого камня он сделал крышку. Гроб этот святитель поставил в своей келлии, чтобы постоянно иметь его пред гла- зами и видеть предел своей жизни. Вот что повествует Никоновский
летописец о кончине святителя Арсе- ния: в четверг Соборной недели Вели- кого поста, 28 февраля 1409 года, святой Арсений «поболе главою, и в полунощи словесный арган, умолкну и затворися, и слово, и глас». 1 марта святитель пригласил к себе князя Тверского Иоанна Михайловича с семьей, игумена Желтикова монасты- ря, духовенство и некоторых бояр; святитель Арсений исповедался, |
приобщился Святых Тайн и после
совершения над ним таинства Елеос- вящения благословил всех к нему пришедших. В субботу, 2 марта, в четвертом часу утра святой архипа- стырь «дух предаде Господеви, и бысть плач и вопль мног»; погребли его «со псалмы и песньми надгробны- ми» в Желтиковой обители, в притво- ре правого придела Нерукотворного Образа церкви Успения Пресвятой Богородицы. Великим молитвенником и за-
ступником тверитян был святитель Арсений во время своей земной жиз- ни. Еще больше возросла слава Твер- ского епископа после его кончины?у гроба со святыми мощами епископа Арсения стали происходить многие чудеса. В 1483 году при епископе Тверском Вассиане мощи святителя Арсения были обретены нетленными, святителю было установлено местное празднование, тогда же инок Феодо- сии написал житие святого Арсения и составил ему службу. В 1547 году по инициативе епископа Тверского Ака- кия на Московском Соборе было под- тверждено почитание святителя. В 1655 году Святейший Патриарх Ни- кон по просьбе архиепископа Твер- ского Лаврентия прислал в Тверь деревянную гробницу святителя Мос- ковского Филиппа, в которую из ка- менного гроба были переложены мо- щи святителя Арсения. Литература
1. Платон, архимандрит. Истори-
ческое и статистическое описание Тверского Успенского Желтикова мо- настыря, с присовокуплением Жития святого основателя оного, святителя Арсения, епископа Тверского. Тверь, 1852. 2. Борзаковский В. С. История
Тверского княжества. СПб., 1876. 3. Виноградов И. Святитель Арсе-
ний, епископ Тверской. Тверь, 1909. 4. Колосов В. И. Родина святителя
Арсения, епископа Тверского.? Тверские епархиальные ведомости, 1909, ¦ 3?4. 5. Святитель и чудотворец Арсе-
ний, епископ Тверской. 4-е изд. М., 1900. 5. Тверской патерик. Казань,
1907. |
||
|
|||