2-й день
109
православными. Вслед за ней возвра-
тилась и большая часть совращенной
еретиками иерусалимской паствы.
Устранив мятежные ереси и устано-
вив церковное единомыслие и благо-
лепие, святой Патриарх Ювеналий
Иерусалимский мирно преставился ко
Господу в 458 году.
Литература
1.  Святитель Димитрий, митропо-
лит Ростовский. Жития святых. Кн.
11. М., 1908.
2.  Настольная книга священнос-
лужителя. Т. 3. М., изд. Московской
Патриархии, 1979, с. 504?505.
в
ТОЙЖЕ
ДЕНЬ
Святаго митрополита Кйевскаго и всея Руси
Фотия, Московскаго чудотворца
Тропарь, глас 4:
С ловес евангельских послушателю/ и Боже-
ственных учений рачителю, / премудрый нака-
зателю,/ всегда страху Господню поучаяйся,/ в
молитвах к Богу простираяйся, / заградителю уст
кривоглаголющим слово правый веры, / апостолом
сопричастниче, / вере Христовой утвердйтелю, /
пророчески вещателю, святителю Фотие,/ моли
Христа Бога / умирйти мир и спасти души наша.
Кондак, глас 8:
Т роице сосуд явйся честный твоим житием,
святителю Фотие,/ всегда зряй Святую Тро-
ицу, / ¬йже предстойши, молйся всегда непрестан-
но о всех нас.
Святитель Фотий, митрополит
Киевский и всея Руси, был родом
грек из пелопоннесского города Мо-
немвасии (Мальвазии). В отроческие
годы он поступил в монастырь и
принял иноческий постриг от старца
Акакия, великого подвижника (впос-
ледствии митрополита Монемвасий-
ского). В 1408 году, когда Фотий
находился в Константинополе у Пат-
риарха с поручением от митрополита,
обсуждался вопрос
о замещении Русс-
кой кафедры после кончины святите-
ля Киприана ("[1406; память 16 сен-
тября). Выбор Патриарха Матфея
(1397?1410) пал на Фотия, известно-
го своей ученостью и благочестием.
1 сентября 1408 года святитель Фо-
тий был возведен в сан митрополита
и через год прибыл на Русь.
Полгода он провел в Киеве (сен-
тябрь 1409 ? февраль 1410), занима-
ясь устроением дел юго-западных
епархий Русской Церкви, входивших
временно в состав великого княже-
ства Литовского. Святитель понимал,
что кафедра митрополита?духовное
средоточие церковной жизни Руси ?
не должна находиться в Киевской
земле, все более подпадавшей в зави-
симость от католической Литвы и
Польши. По примеру прежних
русских митрополитов, перенесших
свое местопребывание сначала во
Владимир, а затем в Москву, митро-
полит Фотий в день Святой Пасхи
1410 года прибыл в Москву.
22 года совершал подвиг святи-
тель Фотий в многотрудном служении
Предстоятеля Русской Церкви. В тя-