|
|
|
|
|
|||
|
156
|
Месяц июль
|
||
|
|
|||
|
по домам. Праведник всю ночь мо-
лился со слезами в Борисоглебском храме: совершив всенощное бдение, он утром отслужил Божественную литургию, затем в Благовещенском храме совершил молебен перед чти- мой иконой Божией Матери. Взяв с собой эту икону и предав себя воле Божией, он пошел к реке Оке, снял с себя мантию, разостлал ее на воде и, встав на нее с образом Богоматери, поплыл вверх по реке, против тече- ния. Господь совершил это чудо, чтобы явить людям невинность свя- тителя. Пораженные чудом, муром- цы раскаялись и со слезами просили святителя вернуться. Но святитель Василий был взят от муромских жи- телей «во мгновение ока». Предание повествует, что жители
Старой Рязани перед самым появле- нием там святителя Василия собра- лись в храм к вечернему богослуже- нию. Диакон, выйдя из алтаря на амвон, вместо обычного возглашения «Благослови, Владыко» по наитию воскликнул: «Владыка грядет, сре- тайте его». Тогда весь народ поспе- шил на берег Оки и, увидев архипа- стыря, плывущего на мантии святи- теля, принял его с великой радостью. Великий князь Рязанский Олег «сре- ти его со кресты». Недолго пришлось рязанской па-
стве быть под окормлением чудесно дарованного им святителя. В 1288 го- ду, во время одного из опустошитель- ных набегов татар, Рязань и все ее храмы были разрушены. Святитель Василий под покровом Муромской иконы Божией Матери приплыл на своей мантии по Оке и ее притоку Трубежу к церкви святых Бориса и Глеба в Переяславле Рязанском (ны- нешняя Рязань, в отличие от Старой Рязани). Там он основал новую епис- копию, и церковь святых страстотер- пцев Бориса и Глеба с того времени стала соборной. 3 июля 1295 года (по рукописным святцам, в 1292 г.) свя- титель Василий отошел ко Господу. Святое тело его было погребено в Борисоглебском соборе. (При пере- стройках собора могила оказалась снаружи храма.) Житие святителя Василия, епис-
копа Рязанского, помещено в Прологе 21 мая вместе с житием Муромских чудотворцев благоверных князей Константина и чад его Михаила и |
Феодора, а также 21 апреля?в день
празднования чудотворной Муром- ской иконы Божией Матери. Сказание, или Повесть, о святите-
ле Василии в составе Жития князя Константина и чад его Михаила и Феодора известно в трех редакциях: пространной, средней и сокращенной. Известны и самостоятельные списки Сказания, или Повести, о святителе Василии, восходящие к XVI веку. Автором Повести считают Ермо-
лая Прегрешного (в иночестве Ераз- ма) ? протопопа Московской церкви Спаса-на-Бору, который собрал сведе- ния о святителе Василии в Муроме в том виде, как хранила их память народная. Известно, что автор Пове- сти был близок к кругу Митрополита Московского Макария (!1563; память 31 декабря), известного собирателя Житий русских святых. Повесть о святителе Василии предназначалась для царя Иоанна Грозного. В начале XVII века Промыслу
Божию угодно было еще более просла- вить святителя Василия. 10 июня 1609 года при архиепископе Рязан- ском и Муромском Феодорите (1605? 1617) состоялось открытие и перене- сение его святых мощей в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в Кремле Переяславля Рязанского, который со времени епископа Рязан- ского и Муромского Ионы II (1522? 1547) был кафедральным. Мощи свя- тителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, рядом с иконостасом. Тогда же были составле- ны тропарь и кондак святителю. С того времени имя святителя
Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии». К нему прибегают как к «присному заступни- ку своему, в скорби и напасти помощ- нику». При архиепископе Моисее
(1638?1651), в 1638 году, над моща- ми святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней поме- щен образ Пресвятой Богородицы? «Моление Василия» (Муромской). Из- вестно, что в это время в рязанских храмах совершались молебны святи- телю Василию. 10 июня 1645 года впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя Васи- лия. Особенно усердным почитателем Рязанского Первосвятителя был спод- вижник Патриарха Никона архиепи- |
||
|
|
|||