156
Месяц июль
по домам. Праведник всю ночь мо-
лился со слезами в Борисоглебском
храме: совершив всенощное бдение,
он утром отслужил Божественную
литургию, затем в Благовещенском
храме совершил молебен перед чти-
мой иконой Божией Матери. Взяв с
собой эту икону и предав себя воле
Божией, он пошел к реке Оке, снял с
себя мантию, разостлал ее на воде и,
встав на нее с образом Богоматери,
поплыл вверх по реке, против тече-
ния. Господь совершил это чудо,
чтобы явить людям невинность свя-
тителя. Пораженные чудом, муром-
цы раскаялись и со слезами просили
святителя вернуться. Но святитель
Василий был взят от муромских жи-
телей «во мгновение ока».
Предание повествует, что жители
Старой Рязани перед самым появле-
нием там святителя Василия собра-
лись в храм к вечернему богослуже-
нию. Диакон, выйдя из алтаря на
амвон, вместо обычного возглашения
«Благослови, Владыко» по наитию
воскликнул: «Владыка грядет, сре-
тайте его». Тогда весь народ поспе-
шил на берег Оки и, увидев архипа-
стыря, плывущего на мантии святи-
теля, принял его с великой радостью.
Великий князь Рязанский Олег «сре-
ти его со кресты».
Недолго пришлось рязанской па-
стве быть под окормлением чудесно
дарованного им святителя. В 1288 го-
ду, во время одного из опустошитель-
ных набегов татар, Рязань и все ее
храмы были разрушены. Святитель
Василий под покровом Муромской
иконы Божией Матери приплыл на
своей мантии по Оке и ее притоку
Трубежу к церкви святых Бориса и
Глеба в Переяславле Рязанском (ны-
нешняя Рязань, в отличие от Старой
Рязани). Там он основал новую епис-
копию, и церковь святых страстотер-
пцев Бориса и Глеба с того времени
стала соборной. 3 июля 1295 года (по
рукописным святцам, в 1292 г.) свя-
титель Василий отошел ко Господу.
Святое тело его было погребено в
Борисоглебском соборе. (При пере-
стройках собора могила оказалась
снаружи храма.)
Житие святителя Василия, епис-
копа Рязанского, помещено в Прологе
21 мая вместе с житием Муромских
чудотворцев благоверных князей
Константина и чад его Михаила и
Феодора, а также 21 апреля?в день
празднования чудотворной Муром-
ской иконы Божией Матери.
Сказание, или Повесть, о святите-
ле Василии в составе Жития князя
Константина и чад его Михаила и
Феодора известно в трех редакциях:
пространной, средней и сокращенной.
Известны и самостоятельные списки
Сказания, или Повести, о святителе
Василии, восходящие к XVI веку.
Автором Повести считают Ермо-
лая Прегрешного (в иночестве Ераз-
ма) ? протопопа Московской церкви
Спаса-на-Бору, который собрал сведе-
ния о святителе Василии в Муроме в
том виде, как хранила их память
народная. Известно, что автор Пове-
сти был близок к кругу Митрополита
Московского Макария (!1563; память
31 декабря), известного собирателя
Житий русских святых. Повесть о
святителе Василии предназначалась
для царя Иоанна Грозного.
В начале XVII века Промыслу
Божию угодно было еще более просла-
вить святителя Василия. 10 июня
1609 года при архиепископе Рязан-
ском и Муромском Феодорите (1605?
1617) состоялось открытие и перене-
сение его святых мощей в Успенский
(впоследствии Рождественский) собор
в Кремле Переяславля Рязанского,
который со времени епископа Рязан-
ского и Муромского Ионы II (1522?
1547) был кафедральным. Мощи свя-
тителя Василия были положены под
спудом на левом клиросе, рядом с
иконостасом. Тогда же были составле-
ны тропарь и кондак святителю.
С того времени имя святителя
Василия «поминается во всех
церквах Рязанской епархии». К нему
прибегают как к «присному заступни-
ку своему, в скорби и напасти помощ-
нику».
При архиепископе Моисее
(1638?1651), в 1638 году, над моща-
ми святителя Василия была устроена
каменная гробница, а над ней поме-
щен образ Пресвятой Богородицы?
«Моление Василия» (Муромской). Из-
вестно, что в это время в рязанских
храмах совершались молебны святи-
телю Василию. 10 июня 1645 года
впервые торжественно праздновалось
перенесение мощей святителя Васи-
лия. Особенно усердным почитателем
Рязанского Первосвятителя был спод-
вижник Патриарха Никона архиепи-